Алексис Бонте — создатель игры eRepublik и одноименной компании. eRepublik представлят собой альтернативную копию нашего мира, где у каждой страны есть свои граждане, политическая и экономическая система, внутренние и внешние конфликты. Неделю назад мы вместе с Алексисом выступали на конференции Life in Technology, после чего я решил взять интервью у Бонте для T&P.

— ТехКранч называет проект eRepublik одним из самых успешных стартапов — почему? Расскажите о своем проекте.

— Я думаю, это связано с амбициями в нашей компании eRepublik Labs. Мы придумываем целые игровые миры, так что можно сказать, что мы немного на шаг впереди по сравнению с привычными социальными играми на фэйсбуке. Мы считаем, что игры должны быть цельными, цеплять, иметь какое-то значение для человека. Например, в eRepublik мы сделали зеркальную версию нашего реального мира с реальными странами. Затем мы построили весь геймплей на реальном взаимодействии пользователей. Так что в eRepublik.com, когда вы присоединяетесь к России, то играете с 3000 других россиян, а когда боретесь вместе со своими союзниками, скажем с Польшей, у вас происходят настоящие схватки с использованием настоящей стратегии и тысячами настоящих людей, защищающих Москву или любой другой регион России. Чтобы баллотироваться в конгресс или стать президентом России, вам надо убедить других людей, что вы имеете правильную программу и навыки, чтобы руководить и развивать страну. Например, сейчас Россия в альянсе с США против Испании и собирается захватить Мадрид, в котором я сейчас нахожусь. Что даст этот союз, покажет только время. eRepublik — возможно, самая социальная игра на данный момент, и я думаю, что это наш новаторский подход к созданию игр — одна из причин, почему TechCrunch назвал нас одним из топовых стартапов на данный момент. Другая причина — наш успех: 2,5 миллиона пользователей стали гражданами eRepublik, компания сейчас состоит из 40 человек и быстро растет. **— Как думаете, почему eRepublik популярна по всей Европе, но в России о ней мало кто знает?**
— eRepublik особенно популярна в Центральной, Южной и Восточной Европе, на Балканах и в Турции. Также идет рост количества игроков из Северной и Южной Америки. Сейчас Россия не так сильно представлена в игре, хотя несколько очень важных игроков — именно из этой страны, она занимает 15 место в мировом рейтинге всего лишь с 4500 гражданами. Дело в том, что мы еще не сделали локализацию и не ставили целью развитие на российском рынке. Возможно, что еще одна причина — в польской eRepublik: это вторая по силе страна и она постоянно пытается захватить Россию. Так что если кто-то из ваших читателей любит Россию и говорит по-английски, то ваша страна и соотечественники нуждаются в помощи.
[eRepublik](http://ru.wikipedia.org/wiki/ERepublik) — браузерная онлайновая стратегия и социальная сеть, разработанная eRepublik Labs. Запущена 21 октября 2008 года и бесплатно доступна в Интернете. Игра представляет собой отражение реального мира, в котором игроки (граждане) могут участвовать в политической, экономической, общественной и военной жизни государств.
**— Почему вы запустили игру как стэнд-элон, а не на фэйсбуке?**
— Бета-версия eRepublik была запущена в 2007, тогда фэйсбук еще нельзя было назвать платформой для игр, это произошло где-то в районе лета 2008. Тогда мы какое-то время раздумывали, что делать, но было слишком поздно — наша игра была слишком сложной, чтобы можно было перенести ее на фэйсбук. Вторая причина — мы не хотим на 100% зависеть от другой компании при ведении нашего бизнеса. Это довольно редкая, но хорошая позиция. **— Вы чувствуете растущую конкуренцию со стороны социальных игр на фэйсбуке? Собираетесь переносить туда eRepublik?**
— Нет, я считаю, что все игровые рынки сейчас очень быстро развиваются. Конечно, ведущие позиции в последние 3 года принадлежат фэйсбучным играм, которые стремительно росли в плане цифр, но если посмотреть на большинство игр за последние несколько месяцев, они сильно сдали позиции или просто исчезли из поля зрения. Например, MyEmpires от Playdom — это такая упрощенная версия Civilization и eRepublik — достигла миллиона игроков, а сейчас у нее только несколько тысяч. Мы же смогли использовать возможности Facebook Сonnect относительно хорошо — сейчас пользователи фэйсбука составляют 15% бизнеса eRepublik.com. Так что мы смогли извлечь пользу от фэйсбука без полного переезда на эту платформу. ** — В eRepublik были ситуации, которые могли бы послужить уроком для нашей реальности?**
— Это было бы слишком претенциозно с моей стороны — сказать, что наша игра может помочь исправить что-то в реальном мире. Но eRepublik делает две вещи, которые могут быть полезны. Первое: страны воют в eRepublik, а не в реальном мире. В игре Турция и Греция сражаются каждую неделю за Кипр — это десятки тысяч людей. Пускай лучше это будет происходить в eRepublik. Второе: со временем понимаешь, что возможны любые союзы: даже такие, как США и Россия, которые состоят в одном альянсе в eRepublik. Это возможно до тех пор, пока есть открытая, прямая и честная коммуникация и общие интересы.

— Из нашей беседы на LINT я помню, что вы на 100% за то, что игры должны быть бесплатны. Почему? В них же заложен труд, как и в любой другой продукт, а это должно оплачиваться.

— Рад повторить это: знакомство с игрой должно быть бесплатным. Каждый должен иметь возможность попробовать поиграть и не платить ничего. Это значит, что максимально возможное количество человек попробует вашу игру. И это не значит, что таким способом нельзя заработать деньги. Вы продаете виртуальные товары своим игрокам, которые дают возможность развиваться быстрее и персонализировать игру сильнее. Таким образом, каждый платит за вашу игру столько, сколько она стоит конкретно для него: от нуля до бесконечности. Я считаю такую модель наилучшей.

— Социальные игры — это вообще товар или услуга?

До того, как заняться проектом [eRepublik](http://www.erepublik.com/ru), Алексис Бонте работал в команде Lastminute.com. Кроме того, он был чемпионом Португалии по плаванию под парусом, в совершенстве владеет 5 языками и получил почетную степень Европейской Бизнес-Школы в Лондоне.

— Услуга. Продукт — это что-то, что ты продал и забыл. То, что вы продали, в значительной мере — законченная вещь, она не будет развиваться. Также вы платите лишь однажды: именно поэтому традиционные игры в коробках — и есть продукт. Социальные игры далеки от завершения: когда их запускают, они развиваются и изменяются чуть ли не каждую неделю, они не распространяются на каком-то носителе и не имеют упаковки. Они хранятся где-то в интернете, в облаке: вы можете получить к ним доступ с любого девайса, у которого есть доступ к сети и браузер. Если такие игры сделаны хорошо, то вам предлагают базовые услуги бесплатно, а дополнительные стоят денег.

— Чем eRepublik Labs занимается помимо eRepublik? Какие новые проекты готовите? Для каких платформ?

— Разрабатываем игру для фэйсбука в нашей мадридской студии. Пока не могу больше ничего рассказать.

— Среди аудитории сейчас мегапопулярны два типа игр: социальные (благодаря фэйсбуку) и мобильные (благодаря айфону). Пока они не конкурируют за время аудитории, но рано или поздно это случится. Кто победит и почему?

— Я так не думаю. Если игры — это услуга, тогда я должен иметь возможность играть где угодно: сначала с помощью компьютера на фэйсбуке, а затем продолжать с того момента, где остановился, — уже на айфоне в автобусе по пути на работу. Игры должны быть и будут кросс-платформенными (в новом смысле этого слова) в будущем.

— Расскажите свою любимую историю из мира eRepublic.

— В самом начале игры, когда у нас было около 300 игроков в Франции, мне удалось стать президентом этой страны. У меня была дружественная к предпринимателям программа с низкими налоговыми ставками на месяц (в eRepublik время ускорено, так что 30 дней равны 4 годам в реальной жизни). Это была катастрофа — я обанкротил Францию за 2 недели. Все было так плохо, что меня сняли с должности досрочно: это был первый и самый главный политический урок в моей жизни.