© [University of Denver](http://www.flickr.com/photos/uofdenver/5717122462/in/photostream/) ###[Как и анонсировали «Теории и практики»](http://theoryandpractice.ru/posts/1924-zaday-svoy-vopros-kuratoru-globalnoy-programmy-tedx-lare-shtayn), основатель пермского TEDx Андрей Силинг задал вопросы пользователей T&P кураторам глобальной программы Ларе Штайн и Соломее Хюссель, которые рассказали, что важно для создания собственной команды для TEDx, почему им сложно работать с Индией и Китаем и когда в России пройдет полноценный TED. **— Вы знакомы с опытом проведения российских TEDx? Какие из них с вашей точки зрения можно считать удачными? Как оценивать успешность проведения событий такого формата?**
**Лара Штайн:** Я никогда еще не бывала на русских TEDx. Вообще, я стараюсь не давать им оценок. Тут важно то, что эти мероприятия сближают людей, которые ими занимаются, а тем, кто присутствует на них, они дают пищу для размышления и подталкивают их к реализации собственных идей. Главное, чтобы люди выступали из-за того, что им интересно, а не потому, что им заплатили. TEDx и TED — некоммерческие мероприятия. У нас в Индии была такая проблема: там люди не понимали, что вся концепция TED, вся организация целиком оказывается скомпрометированной, если на сцене выступает спонсор. Спонсоры не должны выступать как спикеры. Это очень важно, это главный принцип — мероприятие не должно быть пропагандой компании. Могу привести в пример TEDx Tokyo. Мероприятие началось с показа промо-ролика Тойоты, которая была одним из спонсоров. И никто ничего не мог поделать. Так что это важно — послушать спикера перед его выступлением, устроить что-то вроде репетиции, чтобы знать, о чем он будет говорить, когда он выйдет на сцену. **— Как вы поддерживаете качество мероприятия?**
**Лара Штайн:** С помощью ответственных организаторов в регионе и тех, кого мы туда посылаем, чтобы убедиться в должном уровне события. Иногда спикерам требуется помощь для того, чтобы их выступление прошло на должном уровне, и их, можно сказать, подтягивают, тренируют. Мы каждые два месяца проводим вебинары в Китае, Корее, Индии — там, где мы наблюдаем быстрый рост мероприятий. Мы ставили условия — либо они посещают вебинар, либо мы им не даем лицензию на проведение TEDx. Задача главного организатора каждого события — следить за тем, как каждый из членов его команды выполняет свою работу. В организации TEDx многое построено на доверии, мы сильно полагаемся на самоорганизацию участников процесса. **— Не кажется ли вам, что постоянный рост количества TEDx размывает концепцию самого TED? Ведь, условно говоря, норвежец в банке со льдом не очень отвечает запросу ideas worth spreading.**

Лара Штайн: Я считаю так: если люди будут организовывать события от души и не выбиваться из структуры TEDx то все будет нормально. Это было шоу — банка со льдом, сама идея заключалась в том, что можно при помощи собственного сознания контролировать состояние своего тела.
Одной из главных звезд TEDxAmsterdam стал Вим Хоф — морозоустойчивый голландец, который установил несколько мировых рекордов по нахождению человека во льду. Хоф рассказал о том, как сумел выработать способность выдерживать экстремально низкие температуры.

Вообще, однозначного ответа на этот вопрос у меня нет — пока организаторы стараются найти самые интересные события для своего мероприятия, помочь тем, кто из готовит выступления и делает все это искренне, все идет в правильном направлении. Если все прошло ужасно, люди могут сказать, что это был провал, и написать об этом в офис TED. Тогда я уже беру дело в свои руки, провожу вебинар, помогаю организаторам понять суть мероприятия лучше. Программа растет, все больше ответственности ложится на плечи локальных организаторов и их команд. Нужно, чтобы все понимали, о чем идет речь. Достаточно сложно работать с индийской командой, потому что там всем все надо, все хотят что-то сделать.

— Почему видео с TEDx так мало по сравнению с количеством видео с TED Global?

Лара Штайн: Всей программе — два года. Сейчас на сайте TED мы публикуем по пять видео в неделю, и одно из них — с TEDx. Не все выступления с TED Global попадают на сайт, ведь контента очень много. Не все выступления существенны, некоторые говорят на темы, которые уже освещались ранее, а Ted.com должен рассказывать что-то новое. И одно из правил — он должен ссылаться на какие-то глобальные вещи, а не на местные.

— Есть ли шанс, что когда-нибудь в России будет проведен полновесный TED?

Лара Штайн: Возможно, что TED Global будет проводиться в какой-то другой стране. То есть, один год в России, один в Китае, Буэнос-Айресе. Мне бы хотелось, чтобы TED прошел в Сан-Пауло и латинских странах. Нужно выбрать правильную стратегию и время для того, чтобы это произошло. Те конференции, которые мы делали в Индии и Африке, всем понравились.


© TEDxRamallah

— В чем специфика разных TEDx по всему миру? Есть различия с точки зрения национального менталитета?

Соломея Хюссель: В основном, трудности при проведении локальных TED заключается в разнице культуры и языков. Взять, к примеру, Китай. Там прекрасное сообщество, оно очень быстро развивается, но уровень знания английского там ниже, чем в других местах на земле. Сначала мы думали, что нужно просто перевести общие правила, а потом выяснилось, что простой перевод на китайском ничего не значит. Тут дело в разнице менталитетов. Так что нам нужно не просто перевести правила, а переписать их. Просто их культура устроена по другому.

— Как развиваются африканские страны?

Соломея Хюссель: Вы можете увидеть на нашей карте на сайте Ted.com, что сейчас количество событий в Африке растет медленнее, чем остальные, отстает от всех. Думаю, это из-за все еще присутствующих в Африке сложностей с интернетом.

— А что насчет Европы, России?

Соломея Хюссель: Они не самые быстрые, но точно набирают обороты. Быстрее развивается восточная Европа. Очевидно, что очень быстро растут США и Канада, Южная Америка — Аргентина и Бразилия.

— А почему так, как вы думаете?

Соломея Хюссель: Точно не знаю. Вот в Бразилии невероятно много людей хотят о чем-то рассказать. Мне кажется, что сама форма TEDx подходит одним странам больше, чем другим потому, что это среда, где обучение открыто. Cейчас многие страны находятся в процессе развития, собственного обучения.

Интересна ситуация с Китаем: у них не принято общаться после выступления. Даже чашечка кофе — табу! Есть фото, где запечатлен рабочий процесс в этой команде: они работают по шесть человек в группе, они сосредоточены, у них есть четкий план и структура того, что они будут обсуждать, а также они как будто знают заранее, какой будет результат. Кофе пить вдвоем или втроем с нами они не ходят — такое впечатление, что они помешаны на контроле. Задача в том, чтобы открыть для них новую концепцию, чтобы они открылись больше — это вообще для многих сообществ актуально.

Вот, скажем, в Южной Америке ситуация прямо противоположная, и они схватывают все на лету и начинают работать, общаются и обсуждают идеи, для них такой стиль работы — естественный. Наша задача не в том, чтобы люди один раз пришли и забыли, а в том, чтобы они каждый год приезжали на эти маленькие мероприятия, чтобы им было интересно. Это наша стратегия на настоящий момент.

— Можете ли вы в двух пунктах описать региональную или глобальную стратегию TEDx? Как вы ее видите?

Соломея Хюссель: Главное, что мы должны сделать в этом году, — это усилить совместную работу региональных команд, совместные воркшопы и коммьюнити. Сейчас, когда после запуска TEDx прошло два года, в одном регионе может происходить много событий. Организаторы мероприятия становятся самостоятельными группами. Нам кажется, что все будет проходить успешнее, если связать все эти сообщества друг с другом.

Когда все друг с другом связаны, то все начинают больше заботиться о том, чтобы все происходящие события были организованы на высоком уровне. Если кто-то в первый раз приедет на TEDx Россия, и ему не понравится, то вряд ли он посетит другие TEDx, даже если они будут проходить в других точках мира. Семинары будут вестись раз в полгода или год.

Еще мы хотим, чтобы организаторы делились своим местным опытом с другими организаторами. Вот на чем мы будем фокусироваться в этом году.