© Юлия Сметанина / [Школа Photoplay](http://www.photoplay.ru) ###Главный редактор журнала [Fast Company](http://www.fastcompany.com/), колумнист [New York Times](http://www.nytimes.com/) и [The Guardian](http://www.guardian.co.uk/) Уильям Тернер, который приезжал в Москву в рамках проекта [TBWA Academy](http://www.tbwa.ru/TBWA_MOSCOW/Blog/Entries/2011/5/30_WILLIAM_C_TAYLOR_SPEAKS_ABOUT_BEING_PRACTICALLY_RADICAL.html), после своей лекции дал интервью основателю «Теорий и практик» Данилу Перушеву и рассказал ему о 25-летних менторах, опыте, запретах, взрослении и идеях.
**Данил Перушев:** В своей лекции вы говорили, что нужно все время учиться. Так вот, мой вопрос — как вы это делаете?
**Уильям Тернер:** Есть несколько базовых принципов. Вы можете спросить любого из тех, кто сейчас находится в процессе обучения, и он ответит вам, что лучший способ учиться — общаться с теми, кто не такой, как вы. Разные профессии, прошлый опыт, географические, расовые и религиозные различия — все это очень важно. Когда вы встречаетесь с непохожими, незнакомыми и разными людьми, вы учитесь проникать в мир других людей. Взрослея, мы больше времени проводим с людьми, похожими на нас: теми, кто работает с нами в одной компании, занятых в одной области, с соседями. Мы окружаем себя единомышленниками, а нужно искать способы очутиться в непривычных ситуациях. У детей очаровательно естественно выходит общаться с людьми на разных языках, а вот чем старше мы становимся, тем мы становимся скучнее. Мы также учимся, сравнивая себя с другими людьми. Я сопоставляю то, что я делаю, с тем, что делают другие люди: как они пишут, рисуют, проектируют, и спрашиваю себя: чему же я могу от них научиться? Очень важно сравнивать себя с кем-то, создавая свой бизнес. Нужно смотреть на то, какова структура различных компаний, на чем строится их бизнес. Можно анализировать даже не свою отрасль, а какую-то другую, задавая себе вопрос: какие трюки работают там, в чем секрет их успешности? Вы находите рабочую идею и переносите ее из среды, в которой она родилась, в другую, отличную от нее. Это не только хороший способ обучения, но и здорово помогает в работе.
**Данил Перушев:** Давайте подробнее остановимся на первом вашем принципе: на общении с совсем другими людьми. Как вы себе это представляете — я выхожу на улицу после работы, высматриваю каких-то людей и заговариваю с ними?
**Уильям Тернер:** Нет, конечно. Мы взрослые, занятые, наше время занимает работа, но выбор у всех нас все-таки есть. Есть конференции, где мы можем познакомиться с людьми, занятыми в сфере бизнеса. Они общеизвестные, из года в год их посещают одни и те же люди, обсуждая там одно и то же. Но можно сказать себе: «Хочу попасть туда, где я еще никогда не бывал и где обсуждают совсем мне неведомое». Поехать, например, на медицинскую конференцию: это вовсе не экстравагантно. Лучше переместить себя в совершенно новую обстановку и больше экспериментировать. Взрослому человеку нужно в какой-то мере оставаться ребенком и постоянно спрашивать себя: что нового, что еще я могу попробовать? Когда вам за 40 или около того, вы уже не так активно пользуетесь новыми гаджетами, как молодежь. Я знаю несколько больших компаний в которых есть программы менторства. Они заключаются в отборе порядка 20 сотрудников и проведении с ними семинаров. То есть взрослый человек наставляет более молодого. А в некоторых организациях происходит все наоборот: молодые обучают взрослых. У старшего сотрудника обязательно должен быть 24-летний ментор, который обучает его новым технологиям и объясняет ему их — таким образом развитие опытных сотрудников не прекращается. И я вижу, что эта схема работает.
**Данил Перушев:** А где это действительно сейчас практикуется?
**Уильям Тернер:** К примеру, в General Electrics. Там это входит в обязательную часть развития управляющего персонала — когда молодые просвещают старших и рассказывают им о новых способах общения с клиентами.
**Данил Перушев:** Когда нужно начинать успевать за новыми технологиями и встречать разных странных людей и коммьюнити? Когда человек только закончил университет и начинает строить свою карьеру или когда уже есть некоторая стабильность и появляется больше времени для самообучения?
**Книги, которые советует прочитать Уильям Тернер:**

Orbiting the Giant Hairball

«В штатах это легендарная книга. Она написана Гордоном Маккензи, который был креативным директором в Hallmark. Это изумительный мыслитель и гений, в книжке описан его персональный опыт. Для тех, кто верит в рост собственной личности, эта книга — что-то типа библии».

The Creative Habit

«В Америке есть замечательный хореограф — Твайла Тарп. Она поставила несколько прекрасных мюзиклов на Бродвее, несколько представлений с классическими танцами, а несколько лет назадс написала книжку про то, как быть креативным гением, про жизненные привычки. Замечательная вещь.

**Уильям Тернер:** Люди, которые сделали мышь Apple и прочие крутые вещи, пользуются интересным термином. Они говорят, что навыки и знания молодого талантливого человека должно иметь [форму буквы T](http://en.wikipedia.org/wiki/T-shaped_skills). Должна быть одна длинная черта, в которой познания особенно глубоки, — например, в программировании, или в экспертизе дизайна. И еще горизонтальная: им должно быть всегда нестерпимо интересно море других дисциплин. Себе в команду эти ребята из Apple ищут именно таких — потому что если вы сильны только в одном и все, то это не очень здорово. Я бы дал совет всем молодым людям помнить об этом, и в процессе получения своего специального образования не забывать и об остальных интересных вещах в мире.
**Данил Перушев:** Вообще, что делать с классической образовательной системой, со специализированными факультетами?
**Уильям Тернер:** Взрослый человек сам отвечает за то, как проходит его жизнь. Получая высшее образование, вы становитесь специалистом в своей узкой нише. Если остановиться на этом, не делать попыток общаться с людьми из других специальностей, или писать, или учить тому, что вы уже знаете, то у вас будет меньше шансов достигнуть успеха. Показатель компетентности — это когда вы можете ретранслировать свой опыт и знания тем, кто в этой области совершенно ничего не понимает. А в высшем образовании импульс сейчас не совсем такой.
**Данил Перушев:** То есть, для того, чтобы стать инноватором и создать успешный бизнес, образование не обязательно?
**Уильям Тернер:** В США мы все учимся по так называемой кривой опыта: чем больше вы делаете, тем лучших результатов достигаете. Если вы создаете какой-то продукт, то чем больше вы над ним работаете, тем более квалифицированным и ответственным становитесь. Сейчас в отрасль приходят новые, молодые компании, которые внезапно становятся очень успешными, — это от того, что у них не замылился взгляд. Для них существует меньше запретов. В США сейчас модно говорить, что высшее образование —это плохо. Известный предприниматель и инвестор [Питер Тиль](http://en.wikipedia.org/wiki/Peter_Thiel), один из сооснователей eBay и Paypal, миллиардер, создал специальную программу для студентов. Идея следующая: он дает им 100 тысяч долларов, и они уходят из колледжей. Он хочет, чтобы они бросили колледж. Ужасная идея! Он сам бросил колледж, и себе в команду набирает только тех, кто не закончил. Считает, что система высшего образования слишком ограничена. До таких крайностей, конечно, доводить не нужно.
**Данил Перушев:** А что вы думаете про самообразование?

Уильям Тернер: Я считаю, что никто, кроме самого человека, не отвественен за его развитие и продолжение его образования. Самообразование — единственный из жизнеспособных видов обучения в течение всей жизни. Каждый из нас индивидуален. Мне нравится ваш сайт, потому что то, что вы делаете помогает людям прогрессировать в самообучении. Это очень важно.