Василий Перов, «Портрет Достоевского», 1872

Как «Братья Карамазовы» могут помочь подвести итоги учебного года? Почему молодого учителя может подвести сила последовательности? Когда правила начинают портить, а не устраивать жизнь учеников?

Когда 31 декабря все подводили итоги прожитого года, мне было нечего сказать. Мой год находился в самом разгаре, я только выставила оценки за вторую четверть и научилась не краснеть на вручении подарков. Но теперь, когда за окном снова идет снег (пусть и не настоящий), пришла пора подвести итоги первого учебного года в роли учительницы. За это время у меня появилось больше вопросов, чем ответов.

Меня подвела сила последовательности. Я с удивлением обнаружила, что абсолютная честность не достижима. По крайней мере, при работе с людьми. Установленные правила всегда будут кем-то нарушены. И чем больше нарушителей, тем чаще нужно отступать от правил. В противном случае, правила начинают портить, а не устраивать жизнь. И если последовательность — это честность, то вопрос должен быть сформулирован иначе: где граница честности?

[«Братья Карамазовы»](http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B) — последний, самый объемный и один из наиболее известных романов Ф.М. Достоевского обращает читателя к вневременным нравственно-философским вопросам о грехе, воздаянии, сострадании и милосердии.

То же самое я спросила у девятиклассников на последнем уроке в году. Чтобы не потеряться в общих рассуждениях, я предложила им истории четырех героев, каждый из которых считает себя самым честным. В качестве основы я взяла роман Достоевского «Братья Карамазовы». Рассказав истории персонажей, я попросила ребят разделиться на четыре группы, в соответствии с героем, которого они считают наиболее честным. Дальше каждая группа должна была представить остальному классу аргументы в пользу выбранного персонажа.

Незадолго до этого мы как раз начали изучать тему «Мораль и этика». Читать об этических ценностях в учебнике — одно, а решать для себя, что самое важное — совершенно другое. Поэтому я предложила ребятам подняться в кабинет без парт, чтобы решить, можно ли найти критерии абсолютной честности.

В первом же классе, где я проводила этот урок, один мальчик отказался присоединяться к предложенным группам. По его мнению, все герои одинаково бесчестны, и он готов доказать почему. Очередь высказываться дошла до него, когда урок почти заканчивался. Он выдвинулся вперед и начал свою речь так: «Представьте, что несколько человек заходят в лифт в высотном здании. Они нажимают на самый верхний этаж, двери закрываются и лифт начинает ехать. И тут один из пассажиров, извините пожалуйста, набздел! А потом решает быть честным и говорит: «Ну извините, это сделал я!». Ну и что всем от его честности? Ехать-то еще высоко!».

Звонок с урока и общий хохот полностью свели на нет предыдущее обсуждение, сбив излишний пафос. Я искренне считаю, что лучшее завершения урока про честность сложно было придумать. И ведь не поспоришь. Убедительно. Действительно, что всем остальным от моего стремления к честности?

Большинству учеников даже не хочется знать, почему они получили ту или иную оценку. В противном случае они не смогут себя успокаивать тем, что их просто не любят.

В любом случае, этот год стал для меня самым конструктивным за последние несколько лет. Работа в школе каждое мгновение помогала мне чувствовать себя живой. Поэтому со следующего года я стану классным руководителем. А это уже совершенно другая история. По крайней мере, у меня еще есть целое лето, чтобы осмыслить и подготовиться.