Этим летом в Москве стартовал первый курс Ирины Меглинской и «Теорий и практик», посвященный тому, как стать фоторедактором. T&P спросили у 7 фоторедакторов из различных изданий, кто они по специальности, чем занимаются, что их вдохновляет и может ли летний курс чему-нибудь научить.

Издание: газета F5.

Имя: Женя Онегина.

Возраст: 24 года.

Образование: Санкт-Петербургский государственный университет, бакалавр

искусств (visual arts).

Наташе Ганелиной, главному редактору питерской «Афиши», понравился мой жж, и она меня пригласила стать фоторедактором. Когда журнал закрылся, я переехала в Москву работать в F5.

В мои обязанности входит организация съемок и работа с иллюстраторами. Разработка вариантов иллюстрирования обложки совместно с арт-директором и дизайнером. Ведение гонорарной отчестности и архива иллюстративных материалов. Моя работа с фотобанками заключается в составлении договоров и соблюдении авторских прав использования — поиск картинок в стоках осуществляет второй фоторедактор.

В последнее время меня вдохновляет вдумчивость фотографий из журнала «Советское фото» (подборку можно скачать на трекере). Мне стали нравиться драматичность сюжета, осторожное отношение к композиции, и то, что практически каждый кадр имеет подпись автора — обычно какой-то емкий, романтичный кэпшен.

Горжусь обложкой с иллюстрацией легендарного Роберта Крамба — художника комиксов, известного еще тем, что рисовал скетчи главной героини фильма Ghost World. Еще — самой смелой обложкой F5: злодею-двойнику Перзиденту Роисси из твиттера мы прилепили бутафорскую родинку — что-то в духе Остина Пауэрса. Мне нравятся нетипичные для газеты портеты актрисы Ри Расмуссен, сделанные Леной Черняк. И мои ревизии для «Афиши».

Курс Меглинской будет полезен тем, у кого совсем нет опыта: убедительная, интенсивная программа. Наиболее полезными я считаю занятия: «Виды материалов. Обложка, пикториал, опенер», «Роль фотографии в различных материалах», «Потоки изображений, доступных в Москве. Нестандартные способы поиска изображений».

«Композиция в фотографии», «Фоторедактор и фэшн-фотограф».

Издание: «Афиша».

Имя: Наташа Истомина.

Возраст: 24 года.

Образование: Астраханский государственный университет, без полутора лет переводчик-синхронист.

Два года назад я познакомилась с Настей Михайловой. Она сказала, что в «Афишу» нужен фоторедактор. Я выполнила тестовое задание, потом было собеседование, на следующий день после Пикника я вышла на работу.

Фоторедакторов в «Афише» двое. На редколлегии редакция вместе придумывает тему номера и фичеры в рубрики, потом мы решаем, как все иллюстрируется. Вместе с арт-директором придумываем, как снимать, какого фотографа позвать. Если собственную съемку организовать не получается по тем или иным причинам (ну то есть очевидно, что Леди Гагу в LA, будучи изданием, выходящим раз в две недели, нам не снять), то нужно найти и приобрести подходящее фото. То же самое и с обложкой: радость и счастье, когда снимаем собственную, иначе — пара дней поисков и торгов. 50% работы — звонки знакомым и незнакомым людям по телефону. Часто приходится разговаривать на английском. Еще мы занимаемся бухгалтерией: гонорары, бюджет и т.д.

Помимо всяких айди, попов, вайсов и прочего, которые разумеется приходится просматривать систематически, мне нравятся Apartamento, Lula, Gentle Woman, LOVE и, конечно же, шедевральный Jacques. Еще NY Times Magazine классный. А вообще, вдохновляют меня более или менее всегда одни и те же вещи: сиськи, цветочки, котики, монашки; компиляция здесь: http://istomina.tumblr.com/.

Моя любимая обложка — предпоследняя с Эль Фэннинг. Я ее нашла и очень на ней настаивала, хотя были сомнения: по цветам она все же скорее рождественская, чем летняя. Очень горжусь номером про школьников, фотографировал их Гоша Рубчинский. Это прямо моя тема на тысячу процентов.

Обязательно пойду на все лекции Сергея Леонтьева. Пропустить выступление маэстро (мы его так называем) никак нельзя. Необходимыми к посещению всем считаю следующие лекции: «Виды света», «Оптика» и «Законодательство в области авторского права».

Издание: Esquire.

Имя: Екатерина Фурцева.

Возраст: 30 лет.

Образование: РХТУ им. Менделеева, факультет химической технологии полимеров, инженер-технолог.

Еще учась в университете, я стала работать ассистентом фотографа Вадима Гортинского, а после устроилась ассистентом фоторедактора в журнал [ОМ](http://ru.wikipedia.org/wiki/ОМ_(журнал). Затем меня пригласили в Maxim. Отработав там год, я стала фоторедактором в FHM. Вместе с Филиппом Бахтиным ушли из FHM и занялись Esquire, в котором и работаю по сей день в должности фотодиректора.

В мои обязанности входит поиск и подбор фотографий в номер: обложка, рубрика «Правила жизни», фотоистории, поиск иллюстраций ко всем материалам, рассказам. Покупка всех фотографий, заказ иллюстраций, организация специальных съемок, синдикация фотоматериалов Esq Int., утверждение фото у агентов селебрити. Подбор и покупка фото для сайта, миллион специальных проектов. Плюс несколько унылых, но важных моментов: ведение бюджетов, обсуждение и контроль выплаты гонораров фотографам и иллюстраторам. Думаю, можно не упоминать о минимальных навыках работы в фотошопе, индизайне и знании технических требований к изображению. Ну и самое главное — сохранять адекватный и позитивный контакт с арт-директором и главным редактором на предмет единого мнения о стилистике журнала.

Часто за время работы с фотографами складываются отличные и даже дружеские отношения и мы постоянно остаемся на связи. Они сами дают знать о своих новых фотосъемках, проектах, выставках, рекомендуют обратить внимание на их любимые блоги, делятся симпатиями относительно фотографов. В общем, есть огромное количество людей, вкусу которых я доверяю. Естественно, интересуюсь иностранными СМИ и обновлениями различных блогов, сайтов, журналов. Читаю Flack Photo, The Morning News, Purple, Lenscratch, We can shoot too, блоги Терри Ричардсона и Эди Слимана.

Если говорить о обложках и персонажах для них, в первые дни работы в Esquire сложился определенный стиль фото и категория персонажей, подходящих для обложек и одновременно радующих редакцию. Есть несколько фотографов, сайты которых я просматриваю регулярно на предмет новых съемок и персон. Существуют специальные агентства, занимающиеся подбором фото, но всегда интереснее и приятнее купить и опубликовать то, что нашел сам, без помощи агентов, то, что не сможет купить другое издание.

Курс Меглинской довольно интересный, но не думаю, что, прослушав даже все лекции, возможно с нуля стать фоторедактором. Хотя, безусловно, повысить уровень своих знаний и укрепить уже имеющиеся — всегда очень важно. Когда я начинала работать, главным критерием был опыт, за время которого ты самостоятельно набирался знаниями, узнавал детали и тонкости работы. Симпатичные мне лекции, вызывающие любопытство, таковы: «Органиграмма редакции: место фоторедактора, джоб дескрипшн»,

встреча с главным редактором «Еды» Алексеем Зиминым, «Новые медиа в сетевых ресурсах».

Издание: «Сноб».

Имя: Тихон Базилевский.

Возраст: 34 года.

Образование: Институт истории культур (УНИК), культуролог.

Моя первая работа фоторедактором была в газете «Бизнес». В только создаваемый ИД «Секрет фирмы» набирали людей, директором фотослужбы там была Наталья Ударцева. Лет за пять до этого я, фотограф-любитель, приносил ей в «Огонек» свои фотографии. Потом была работа в «Русском Ньюсвике», «Русском Репортере». Как фоторедактор я окончательно сформировался в «РР» — благодаря руководителю фотослужбы Андрею Поликанову. Третий год возглавляю фотослужбу журнала «Сноб». Моя главная задача — сделать приятный вдумчивому читателю журнал.

Вдохновляет меня куча фотографов. К сожалению, по большей части зарубежные:

например, Генри Лютвайлер и Кристиан Уиткин, рекомендую фотоблог Lens.

Я думаю, что курс Меглинской перегружен информацией. Ощущение, что на выходе люди будут работать сразу руководителями фотослужбы. Мне кажется, что лучше сосредоточиться на более реальных потребностях. Например, уделить гораздо больше внимания работе со стоками, так как большинство журналов и интернет-медиа работают с агентствами, а не с фотографами. Да, возможно, это не так интересно, но это жизнь.

«Фотошоп для фоторедактора» — это лишнее, за одну лекцию этому нельзя обучиться, да и на это есть свои специалисты. «Фоторедактура в книжном издательстве» и «История костюма» — интересно, конечно, но только добавит сумятицы в головы студентов. «Новые медиа в сетевых ресурсах» — вода, в реальности все заканчивается в лучшем случае на слайд-шоу.

Полезными мне кажутся занятия по авторскому праву и ведению бюджета, а также лекции о работе фоторедактора с арт-директором, главным редактором, фэшн-фотографом и репортером. Очень важная вещь — индивидуальные задания и совместное обсуждение, этого надо побольше.

Издание: PROспорт.

Имя: Александра Лобынцева.

Возраст: 27 лет.

Образование: Факультет Информатики РГГУ, информатик-технолог.

Как-то друзья предложили мне работу бильд-редактором в отраслевом издании, и я согласилась, так как особого опыта не требовалось и можно было совмещать работу с учебой. Почти год я подбирала стоковые фотографии на тему, фотографировала выставки и мечтала о более высокой (в смысле фотографической организации) жизни. Несмотря на несколько странный (сейчас мне есть с чем сравнить) первый опыт работы, фотография меня затянула и не отпускает до сих пор. Это удивительное чувство — ощущение бесконечных фотографических просторов и залежей, через которые можно познавать мир, и желание поделиться этим. Неважно, спорт это или архитектура (помимо PROспорт, я работала фоторедактором в журналах Architectural Digest и Art+Auction). Главное — иметь живой интерес к тому, чем ты занимаешься. Ну и конечно, необходимо знание технической базы, владение инструментарием, понимание формата издания и организации его работы.

Я организую работу фотоотдела, состоящего из меня и моего коллеги: в мои обязанности входит поиск фотографий для материалов номера, поиск новых тем для журнала (фотоисторий). Работа с фотоагентствами, с фотографами. Плюс бумажная работа, которой не избежать: документы, счета, отчеты, гонорары. В планах — продажа фотографий: за годы существования журнала образовался уникальный архив постановочных съемок спортсменов.

Если отойти в сторону от технической составляющей работы фоторедактора, то, пожалуй, самым важным является коммуницирование с арт-директором, главным редактором и шеф-редактором — коллегами, определяющими формат и концепцию издания. Это сложно назвать обязанностью, так как здесь речь идет уже о взаимопонимании и уважении. Недавно я осознала еще одну обязанность, можно сказать, что это мой долг перед фотографией — защищать ее как произведение.

Меня прежде всего вдохновляют неравнодушные люди, с которыми я работаю, и человеческие истории, их в мире спорта предостаточно. Если говорить про ориентиры в СМИ, то это американский спортивный журнал ESPN и совсем не похожий на него французский Surface Football Magazine. Стараюсь смотреть вокруг, вдохновение может прийти отовсюду: книги, кино, выставки (например, невероятной силы прошлогодняя выставка «Проекции реальности»).

Горжусь обложкой c Диего Марадоной. Номер сдавался накануне матча Аргентины с Германией, и мы понимали, что к началу продаж Марадона и команда могут покинуть чемпионат мира. Для себя мы решили, что напишем о нем в любом случае. Голосование наших читателей подтвердило, что это одна из лучших обложек в истории журнала.

Не устаю радоваться тому, что с нового года в нашем журнале появился жанр фотоистории — 8-10 полос чистой фотографии. Это может быть репортаж из школы, где готовят будущих олимпийских чемпионов, или неделя из жизни женского ватерпольного клуба. В последнем номере вышла очень мощная история питерского фотографа Михаила Доможилова про зенитовских ультрас.

Сложно выделить наиболее полезные лекции курса, так как это целый комплекс. Обращают на себя внимание темы, прежде не систематизированные или по которым мало теории: все лекции о взаимодействии фоторедактора с коллегами, «Вопросы авторского права», «Бюджет и тарификация».

Издание: «Большой город».

Имя: Антон Курцев.

Возраст: 31 год.

Образование: Оренбургский педагогический университет, учитель географии и биологии.

Я увлекался фотографией, работал в фотоагентстве. Однажды друг предложил заменить его в одном из журналов на позиции бильд-редактора. Пришел в журнал на время, чтобы не сидеть без работы. Опыт в фотоагентстве со стороны продавца дал представление о специфике работы, и я относительно быстро втянулся в процесс. Но осваивать все пришлось по ходу, на собственных ошибках, советах коллег по работе. Конечно же, не хватало теоретической и практической базы, профильного образования. Дальше работа затянула, появился минимальный опыт, знакомства — и по случайному стечению обстоятельств я оказался в «БГ».

В последнее время в мои обязанности основном входит техническая работа: съемки для портретных рубрик, взаимодействие с фотографами, фотолабораторией, агентствами и т.п. Сложными и большими съемками у нас обычно занимается продюсер. Обложку всегда делает арт-директор. За последние годы у БГ сформировался свой визуальный формат, и поэтому в работе мне нужно ориентироваться на поставленную задачу, которая формулируется арт-департаментом.

Мне нравятся фотографы агентства Magnum, VU', документалисты 60-70х годов, Лерой Грэннис, Нил Крюг.

Моральное удовлетворение я получаю, когда в условиях жесткого дедлайна удается найти контакты, источники, приобрести имидж под честное слово, быстро организовать съемку. Ранней весной в промозглой и серой Москве нужно было практически за один день снять загорающую жарким летом даму с отражателем, организовать летнюю террасу с коктейлями (снимали под дождем), снять серфера в центре города при нулевой температуре. Я носился по городу от одного локейшена к другому в такси, забитом реквизитом: доской для серфинга и велосипедом-круизером в салоне. Эта фотосессия запомнилась мне надолго.

В курсе Меглинской я посетил бы все занятия Сергея Леонтьева: нельзя упускать возможность послушать такого серьезного профессионала и перфекциониста, это ценный опыт. Важными считаю лекции «Фоторедактор и типография: технические требования к изображению» — понимание процессов с момента появления фотографии до ее печати на бумаге позволяют четко представлять результат и непосредственно влиять на его качество. «Законодательство в области авторского права» — важнейшая тема на сегодняшний день. Знания в этой области у большинства людей, связанных с фотографией, находятся в зачаточном состоянии. Как правило, только фотограф следит за соблюдением авторских прав — и в случае их нарушения ему приходится самостоятельно решать проблемы, хотя фоторедактор несет не меньшую ответственность и должен принимать непосредственное участие в этом.

Издание: «Русский Репортер».

Имя: Анастасия Сварцевич.

Возраст: 32 года.

Образование: МПГУ им. Ленина, преподаватель географии и английского языка.

Мой отец — фотограф, поэтому мимо теории пройти никак не удалось, а на каникулах практиковалась, наклеивая «контрольки» на конверты с негативами. Первая фоторедакторская работа была в «Известиях» под управлением Алексея Белянчева, тогда это была лучшая фотослужба. Мне невероятно повезло работать с лучшими в профессии людьми, им я и обязана всем, что знаю и умею.

В самом общем смысле в мои обязанности входит создание визуального ряда журнала: от заказа съемки и разработки маршрута поездки до совершенно технического поиска нужной бактерии в обтравку. Все это с учетом дедлайнов, конечно. Работа над большими историями — конечно, самое интересное. Она включает в себя постановку задачи фотографу, когда каждая история обсуждается, проговариваются возможные варианты ее решения, иногда конкретные, технические, а иногда автору дается полный карт-бланш.

Вдохновляют люди, с которыми я работаю. Свежий номер журнала из типографии как материализовавшийся результат работы. Вдохновляет сам интерес к фотографии и фоторедакторству, который, кажется, растет. А к фотографам я до сих пор отношусь, как к волшебникам: как человек неснимающий действительно не понимаю, как они это делают.

В конце прошлого года мы впервые сделали специальный фотономер, где были и лучшие кадры года, сделанные и фотографами, сотрудничающими с нами, и важнейшие событийные кадры с фотолент агентств, и портфолио в самых разных жанрах. Работа была проведена гигантская, в процессе контент менялся несколько раз практически заново, но в итоге, как нам кажется, все получилось.

А из последних обложек сразу вспоминается потрясающий портрет мальчика, сделанный Татьяной Плотниковой на Ямале. Это такая безусловная обложка: видишь — и сразу становится ясно: да вот же она!

Мне очень нравится, что в курсе Меглинской предусмотрено много практики, да и вообще возможность ее пройти. Часто приходится сталкиваться с изначально идеализированными, даже романтическими представлениями о профессии, а потом, когда оказывается что 90% времени занимают нудные рутинные действия, у фоторедакторов наступает естественное разочарование.

Вот моменты, которые мне кажутся особо полезными: «Форматы информационных ресурсов»: во-первых, четкое понимание формата своего издания — одно из слагаемых успешной работы фоторедактора; во-вторых, это полезное занятие с точки зрения самоопределения: работа в ежемесячном глянце и новостном онлайн-СМИ — две большие разницы. Все занятия, где обсуждается само устройство редакции, положение и роль в ней фоторедактора, взаимодействие с арт-директором и фотографами. По давно сложившейся традиции фоторедактор в большинстве отчественных СМИ исполняет техническую функцию фотоподборщика, вне какого-либо контакта с редакцией, фотографами и дизайнерами. Отдал вроде подходящий материал на верстку и забыл. Будет здорово, если в результате курса появятся талантливые и настойчивые фоторедакторы, которые решатся эту традицию изменить.