Что будет, если принципы краудсорсинга перенести на школьную систему образования? Как отдельно взятый человек может помочь школе по соседству? Какие общие проблемы у российских и американских школ? T&P рассказывают о проекте Дейва Эггерса — писателя, лауреата TED Prize и человека, который задумал изменить школы с помощью технологий web 2.0.

Американский писатель Дейв Эггерс уверен, что каждый человек может чем-то помочь своей районной школе. Чтобы вдохновить людей дойти до нее и предложить свою посильную помощь, Эггерс придумал проект Once upon a school. На сайте организации собрано уже около трехсот историй: кто-то помогает школьным учителям осваивать видеомонтаж, а кто-то рассказывает детям секреты приготовления настоящих трюфелей.

Сам Эггерс получил признание десять лет назад, написав роман «Душераздирающее творение ошеломляющего гения». В 2000 году его номинировали на Пулитцеровскую премию, а критики и вовсе стали называть автора «новым Сэлинджером». Действительно, главного героя автобиографической книги Эггерса многое роднило с Колфилдом, только жизнь его была гораздо тяжелее: родители умерли от рака, так что ему нужно было самому воспитывать восьмилетнего брата. В ту пору Дэйв начал подрабатывать дизайнером в маленьких газетах и быстро добился успеха: даже возглавил одну из газет и создал на ее базе сатирический журнал Might.

Помимо литературы и школьных революций Дэйв Эггерс еще увлекается рисунком — и в свободное время изображает вомбатов, гиен и выдр.

На этом его карьера не закончилась: через некоторое время, в 1998 году, появилось уже целое издательство McSweeney's (человек с такой фамилией одолевал Эггерсов письмами, называя себя их потерявшимся дядей — впрочем, он никогда так и не приехал проведать племянников). Сегодня в нем выпускают разнообразную печатную продукцию и оригинальный dvd-журнал Wholphin.

Крепкая издательская база позволила Дэйву Эггерсу вместе с учительницей литературы Нинив Калигари в 2002 году основать в Сан-Франциско новый центр дополнительного образования 826 Valencia. Сюда после школы приходят дети и вместе со студентами-волонтерами пишут тексты на самые разные темы: от писем к жене президента Обамы до анализа особенностей пунктуации в произведениях Шекспира. Главное, что каждый школьник получает личного наставника и то направленное внимание, которого часто не хватает на уроках в классе. Сейчас в Америке существует уже 7 подобных центров, а их деятельность включает и мастер-классы известных писателей, и выезды волонтеров в школы для организации «продленки» на местах.

Параллельно Эггерс и Калигари задумывают поддержать школьных учителей новым проектом. Они пишут сценарий для документального фильма «Большая цена маленькой зарплаты», намекая на необходимость реформы школьного финансирования. В фильме, например, говорится о том, что сегодня в Америке 46% учителей уходят из государственных школ, не проработав в них и пяти лет, а половина постоянно находится в поисках подработки, чтобы позволить себе первую специальность. Премьера фильма состоится этой осенью, а пока отдельные фрагменты доступны на официальном сайте.

Не переставая заниматься собственно литературой, Эггерс продолжил создавать движение помощи государственным школам. Его последний на данный момент проект позволяет найти школу недалеко от своего дома, узнать, с чем сейчас там хуже всего обстоят дела, и предложить свои идеи. Здесь возможны разные варианты: и помощь какому-то учителю раз в неделю, чтобы ученикам доставалось просто чуть больше нацеленного внимания, и возможность создать проект собственного курса. Эггерс призывает волонтеров снимать видео своих занятий, а потом рассказывать о реализованных идеях на сайте. Уже складывается интересная статистика: больше всего люди готовы помогать уроками родного и иностранного языка, и меньше всего — спортивными играми.

Интересна и география проекта: на инициативу Эггерса откликнулись уже на Филиппинах и в Непале. Россия пока не представлена в регистре стран, но, возможно, это упущение удастся исправить уже в следующем учебном году.