С чего должна начаться модернизация устаревшей образовательной системы? В Дании считают, что с дизайна и архитектуры. В 2005 году в новом деловом районе Копенгагена был построен Ørestad College — университет без аудиторий, классов, факультетов и кафедр, в котором все обучение проводится исключительно интерактивно.

В 2005 году датское правительство одобрило реформу образования в средних школах. По задумке, эти преобразования должны были продвигать инновации и концепцию самообразования, без которых сложно себе представить новую мировую экономику — в первую очередь, основанную на идеях.

3XN — архитектурное бюро из Копенгагена — разработало отвечающий этим требованиям проект учебного заведения нового типа для созданного в 2005 году колледжа Орестад. В главном корпусе располагается центральная лестница и атриум, а также 4 уровня-палубы, которые могут вращаться по принципу затвора в камере, формируя общий каркас здания: простой и подвижный. Каждая образовательная зона находится на одном уровне, что обеспечивает организационную гибкость: выполняя совсем нехитрые регулировки, сотрудники университета получают возможность создавать различные учебные пространства — в зависимости от условий обучения и размеров группы.

В любом положении определенная часть каждой «палубы» остается в зоне центрального атриума: таким образом визуально выражается принцип междисциплинарности, который является основным для колледжа. Общая площадь учебного заведения — 12 тысяч квадратных метров, на всей территории есть доступ к беспроводному интернету, а студентов обеспечивают ноутбуками: для того, чтобы работать и учиться, студентам совершенно необязательно находится в конкретном классе.

Центральная лестница, которая остается открытой для всех уровней, ведет на террасу, расположенную на крыше. На всех уровнях есть открытые пространства, которые соединены друг с другом. В передней части стеклянных фасадов здания есть ряд цветных полупрозрачных стеклянных жалюзи, которые можно открывать или закрывать для защиты от солнца или для того, чтобы добавить цветовые акценты в помещении.

Этот проект, по задумке разработчиков, — интерпретация гибкости и открытости образовательного пространства, где архитектура соответствует педагогике индивидуального и междисциплинарного обучения. Устаревшая модель университетов, разработанная по аналогии с заводами, с ее автономными аудиториями и факультетами, заменена на среду, которая в полной мере отражает разнообразие пространств и дисциплин, перетекающих друг в друга. Дизайн способствует коллаборации и совместному творчеству — тому способу обучения, который заставляет студентов думать, учиться и общаться.

Этот проект уже получил награду Forum Aid Award 2009 и был номинирован на премию Миса ван дер Рое.