В России бум независимых книжных магазинов: в Санкт-Петербурге открылось пространство «Все свободны», в Перми — «Пиотровский», в Москве — «Циолковский». Тем временем, у столичной «Гилеи» началась новая жизнь, а «Фаланстер» продолжает успешную лекционную программу. T&P расспросили создателей магазинов о том, что с ними происходит во времена электронных книг, кто к ним ходит и что у них покупают.

«Фаланстер», Москва


© Роман Кузнецов / Школа Photoplay

**Борис Куприянов, генеральный директор:** «Фаланстер» — это магазин, который занимается гуманитарной литературой. Мы отбираем в него книги, которые считаем важными, в которых есть какая-то мысль — даже если мы с ней не согласны. То есть несмотря на то, что мы придерживаемся левых взглядов, у нас очень много либеральных книг: по новому либерализму, по экономической теории либерализма. В «Фаланстере» много литературы, задающей вопросы, в процессе прочтения которой возникают какие-то мысли. Если мы понимаем, что книга создана для того, чтобы думать, — это наша книга, если для того, чтобы проехать пару станций метро, — не наша. У нас много литературы нон-фикшн, динамика роста которой в России остается положительной. Растет интерес к научпопу — книгам, которые популяризируют научное знание, которые пытаются объяснить простым языком не только сложные научные, общественные, социальные явления, но и явления, вообще доступные только специалистам. Например, есть прекрасная книга Армана Мари Леруа «Мутанты», автор которой просто на пальцах объясняет сложные вопросы генетики. Небольшой рост происходит и в сегменте биографий, улучшается ситуация и в области исторических изданий — сейчас даже небольшие издательства могут позволить себе перевести и выпустить небольшим тиражом какой-то уникальный зарубежный контент. У нас есть несколько очень мощных образовательных проектов. Четыре года назад мы запустили Рабочий университет — у него было 4 сессии, после чего мы закрыли его по техническим соображениям. Это была такая хард-теория: люди должны были за месяц прослушать 12 лекций. Философы, социологи, богословы читали лекцию про какого-то одного человека, с которым они были лично связаны: например, Трауберг читала о Честертоне. Сейчас в магазине каждые две недели проходят лекции на самые разные темы: история, философия. Была лекция, например, о Сергее Зубатове и его времени: это такой дореволюционный идеолог полицейского социализма — очень актуальная, на мой взгляд, история. Еще у нас писатель и драматург Олег Шишкин рассказывал о феномене тайны и его связи с генезисом европейской мистики, а также о псевдонаучных явлениях. В апреле мы проводили лекцию о современной философии и проблеме искусственного интеллекта, которая называлась «Мечтают ли роботы о Декарте?». [«Гилея»](http://www.gileia.org/), Москва ----------------

© Роман Кузнецов / Школа Photoplay

**Кирилл Захаров, директор по ассортименту:** «У «Гилеи» двадцатилетняя история. Сейчас мы вернулись к тому, что с чего начинали: к концепции литературного, околопоэтического книжного салона в Москве. Когда мы располагались в библиотеке ИНИОН РАН, мы торговали в основной литературой о социологии, политологии и прочих серьезных гуманитарных исследованиях. Сейчас мы пытаемся воссоздать то, что было на заре нашего начинания: культура, искусство, авангард. Наши основные направления — это культурология, естествознание, история повседневной жизни, альбомы, книги, посвященные авангарду: дадаизму, сюрреализму. Особенно нам интересно соединение авангардных практик с политическими акцентами, перформансы — то, что, к примеру, делает «Война». Книжные магазины в том виде, в котором они существовали в девяностых, сейчас никому не нужны. Во-первых, это скучно — книжная публика ищет другие пути потребления информации. Ничего трагического в этом нет, мы просто должны вспомнить свои корни, вернуться к идее магазина, где книги были бы поводом для разговора и общения. Книжный магазин сейчас снова превращается в культурное пространство, где проводятся встречи с писателями, презентации, литературные вечера, кинопоказы. Все перечисленные практики мы уже опробовали — и надо сказать, успешно. К нам постоянно приходит Анатолий Осмаловский, лауреат «Премии Кандинского», сообщество поэтов «Транслит» и другие творческие деятели, феноменологи, философы. Мы пробуем вывести поэзию из дремотного состояния если не на площадь, то на более социально активный уровень, граждански ответственный. Я еще очень жду, когда у нас выступит композитор Владимир Мартынов — личность одиозная, соединяющая в себе интимность своего творчества с мировой серьезностью затрагиваемых проблем. Не все ведь понимают, что некорректно сейчас говорить о конце эпохи композиторов. Недавно у нас была презентация альманаха «Русская проза» с работами как молодых, так и потерянных авторов начала двадцатого века, что делает их нашими современниками, а начинающих вписывает в определенную парадигму. К нам ходят люди, не чуждые культуре, и их оказалось не так уж и мало. Мне они очень близки, это идеальные покупатели: люди, которые не просто потребляют культуру, но и активно в ней участвуют. Молодые поэты у нас просматривают полку с русской поэзией, а писатели регулярно ходят за переводными новинками. Я не могу сказать, что этих людей очень много, но они определяют лицо нашей аудитории. Наш логотип родился абсолютно спонтанно: его создатель — художник Андрей Бондаренко, автор, наверное, каждой второй хорошей книжной обложки у нас в стране. Он просто поэкспериментировал с какими-то старыми рукописями, которые хранились у него, и из какой-то иллюстрации XIX века составил вот такой странный логотип. Совершенно непонятно — в том числе, и нам — что это такое. Я для себя решил, что это Заратустра — танцующий и мудрый». [«Циолковский»](http://primuzee.livejournal.com/), Москва ----------------

© Роман Кузнецов / Школа Photoplay

**Борис Куприянов, генеральный директор:** «В случае с «Циолковским» мы хотели предложить новый формат — магазин более простой, более доступный широкой аудитории и менее снобский. Это, впрочем, не значит, что там продается совсем попса — мы просто опустили планку до приемлемого уровня. Это магазин средних размеров, где есть все плюсы общения и коммуникации, которые есть в небольших лавках, но в то же время есть более широкий выбор книг по разным темам. Больше беллетристики, классики, фантастики, технической литературы. Так как магазин находится в помещении Политехнического музея, там много научно-популярной литературы — за последние два-три года интерес к ней вырос невероятно, она ожила в России. Стараниями издательства «Амфора», фонда «Династия» у нас начали появляться переводы известных научпоп-бестселлеров, и мы хотели привлечь к ним внимание. Нас часто упрекают, что это более попсовый магазин, чем «Фаланстер», мол, мы пошли на поводу у аудитории. Да, так оно и есть, но эта была задача — сделать пространство более доступным, сделать семейный магазин (хотя мы сами, конечно, сторонники харда). Мы считаем, что чтение — это труд, а не развлечение. И, как любая работа над собой, оно требует больших усилий. Если рассматривать книгу как объект интертейнмента, то она проигрывает конкурентам: кино, музыке, фильмам, но мы хотим относиться к ней по-другому, как к последнему модернистскому проекту. Кстати, здесь у нас даже больше лекций, чем в «Фаланстере», а еще моя гордость — замечательная детская программа. Ее делает Таня Рябухина — это человек, который делал детскую программу на Московском книжном фестивале и вообще в ЦДХ. Там каждую субботу проходят совершенно необыкновенные мероприятия. Лекции — это то немногое, что производит коммуникацию между книгами и людьми, идеями и читателями. Мы так видим функцию книжных магазинов, их смысл». [«Порядок слов»](http://wordorder.ru/), Санкт-Петербург -----------------------

© Александр Макаров

**Елена Костылева, директор по развитию:** «Порядку слов» недавно исполнился год. За это время мы продали порядка 30 тысяч книг и стали самым известным в городе местом, где встречаются люди, скажем так, общегуманитарного склада — магазин отлично знают все, кто следит за исследовательской философской, исторической, филологической мыслью, читает социологическую, политическую и хорошо переведенную художественную литературу. Когда заместитель главного редактора журнала «Сеанс» Константин Шавловский придумал проект «Порядок слов», в Петербурге практически не оставалось небольших продуманных книжных магазинов. Ассортиментная политика «Порядка слов» – такая же, как у ведущих интеллектуальных книжных Москвы: магазин сотрудничает напрямую с двумя сотнями московских и петербургских издательств, что позволяет, во-первых, формировать уникальный ассортимент, а во-вторых, держать невысокие цены. Сейчас в магазине около 15 тысяч наименований книг — точнее посчитать мы и сами пока не можем. Покупатели «Порядка слов» — это не те же самые люди, которые на бегу выбирают что попроще на лотках у метро и в больших сетевых магазинах. Постоянные покупатели часто проводят у нас по несколько часов, выбирая то, что их интересует. В «Порядок слов» приходят за новинками небольших издательств, которых в обычных магазинах просто нет, либо за книгами, вышедшими несколько лет назад и по этой причине уже отсутствующих на полках остальных книжных. Бестселлеры наших покупателей интересуют мало, даже интеллектуальные — какой-нибудь новый Пелевин их не особенно волнует. А вот книгу воспоминаний Лидии Яковлевны Гинзбург «Проходящие характеры» или новое издание Введенского раскупают сотнями. Может быть, причина еще в том, что каждое такое книжное событие обязательно презентуется в магазине — небольшой лекционный зал часто не может вместить всех пришедших. Стоит сказать, что «Порядок слов» функционирует в первую очередь как место — каждый месяц в небольшом зале при магазине проходит полтора десятка самых разных культурных событий. Это презентации новых книг: их обязательно представляют авторы, лекции, мастер-классы, дискуссии, кинопоказы, причем часто предпремьерные, где фильм представляет режиссер, а также авторские циклы кинокритиков, показы и обсуждения старого кино с учеными-антропологами и киноведами. В «Порядке слов» проходят встречи с самыми замечательными людьми современности: послушать рассказ Сокурова о Ельцине пришло столько людей, что половине пришлось довольствоваться записью этого события на видео, а во время мастер-класса Бориса Хлебникова в лектории пришлось открыть окно, чтобы желающие могли слушать с улицы, а точнее, с набережной реки Фонтанки. Часть выступающих специально приезжает из Москвы: на поэтический вечер Ольги Седаковой собрался весь читающий Петербург, подискутировать о «постдемократии» с Александром Морозовым пришли все прогрессивные блогеры, а послушать главного редактора журнала «Театр» Марину Давыдову — вся театральная общественность. С момента открытия состоялось уже больше двухсот таких событий. Вход на них всегда бесплатный — это принципиальная позиция «Порядка слов», — и будет бесплатным». Видео лекций «Порядка слов» смотрите в [видеоканале магазина](http://theoryandpractice.ru/videos/channels/poryadok-slov) на T&P. [«Все свободны»](http://vse-svobodny.com/), Санкт-Петербург -------------------------

© Роман Стецков / CitySPB

**Любовь Беляцкая, создатель и координатор:** «В мае прошлого года у нас с Артемом Фаустовым появилась мечта — открыть идеальный с нашей точки зрения книжный магазин. Такой, чтобы был хороший ассортимент без всякого ширпотребного мрака, чтобы были низкие цены и чтобы было там приятно проводить время. В сущности, мечтали сделать местечко для себя, где бы нам нравилось. Год работали над воплощением и ровно через этот самый год открыли двери. Сейчас у нас не только книжный, но и небольшая комната для чайных церемоний и крошечная хенд-мейд лавка-галерея со всяким артворком и чудесами. Процесс создания пространства продолжается все время. Мы обрастаем новыми книгами, новой обстановкой, обживаем и украшаем окружающую среду. Работаем уже два месяца. Гостям у нас очень нравится — уютно. Книжники хвалят — говорят, что у нас вообще нет проходной литературы, за которую стыдно. Наращиваем ассортимент — с каждым днем все больше книг. До самого открытия, в общем, тоже успехи были: проводили интересные встречи (выступление поэта Осминкина и Рамза с баяном, дискуссия с арт-группой «Война» — сразу после их выхода из тюрьмы). Сейчас тематика ивентов более книжная: презентации книг, общение с авторами. Фильмы крутим каждую неделю. Стараемся делать интересные встречи, скоро будет очень хорошее мероприятие со Стефаном Лутшингером: фильм-презентация настольной игры, основанной на идеях Ги Дебора, и, собственно, сама игра, а также встреча с лидером политического, общественного и художественного движения Krytyka Polityczna и редактором одноименного журнала Славомиром Сираковским. Наша аудитория — люди, которые любят узнавать новое. Те, кто любит читать и думать, а не просто глаза утыкать во все подряд. Люди, которые любят сесть в уютном месте, полистать книгу, унести домой кулек новых знаний, героев, цитат, авторов. Люди, которым не хватает для счастья отличного места с отличным ассортиментом книг. Мы продаем современную прозу и классику. Нон-фикшн, издания по гуманитарным наукам (философия, политология, социология, культурология, филология), книги малотиражных и DIY-издательств. Мы — самоорганизованный проект, посвященный людям, любящим литературу. У нас формат небольшого независимого книжного магазина в центре крупного европейского города типа Берлина. Такие места очень повлияли на нас в процессе создания «Все Свободны». [«Пиотровский»](http://piotrovsky-book.livejournal.com/), Пермь --------------------------

© Григорий Акмашев

Денис Корнеевский, директор по развитию: «Мы не могикане, как «Фаланстер». За нами никакой истории, скандальной или торжественной, не стоит: мы открылись в январе 2010 года. Быстро нашли помещение, решили продавать книги. Мы с моим другом Мишей встретились и познакомились в Москве, хотя он тоже пермяк, и очень переживали, что в столице у нас есть возможность покупать хорошие книги дешево, а в родной Пермяге — нет.

Я считаю, что любая электронная книга — это фастфуд, «забежал — перекусил»: в метро или на улице. А в Перми нет культуры чтения на улице или в транспорте, да и метро нет. Пермь — не самый читающий город в России, и что касается продаж, то раз на раз не приходится. За год продали порядка 20 000 книг. Берут у нас все. Классические труды по философии, альбомы, научно-популярные книги. Иногда разговариваешь с людьми, мол, зачем ты набрал столько философов, и оказывается, что у человека хобби такое — Локка перед сном почитать. Мы работаем со всеми издательствами, от «Ад Маргинема» до «Азбуки-Аттикуса».

Программа лекций решает у нас локальные задачи, связанные с крайне неудовлетворительным состоянием гуманитарной науки в Перми. Как неформальная площадка, в силу своей гибкости, она избегает всяких административных и бюрократических логик. Есть идея летнего университета, куда мы хотим приглашать лекторов читать современную философию, современное искусство, эстетику. Нам очень интересно направление новых реализмов и материализмов во Франции. А вот по части публики у нас не все сбалансированно, есть странности. Приезжал Владимир Левенталь с презентацией литературной матрицы, на нем было человек 10. При том, что в городе два гуманитарных вуза: Педагогический и филологический факультет ПГУ. А бывает человек 70 придет, и негде стоять: на Александра Бикбова пришло человек 50, он читал по способам критики и анализа современного государства.

У нас есть рассылка, на нее подписано порядка 50 СМИ и 100 человек, наших покупателей, прежде всего. Средний возраст лет 35-40, совсем не молодежь. Странные отношения с академической средой: о нас далеко не все знают, а те, кто знает, ходят постоянно. Хуже всего дело обстоит с филологами, а лучше всего с философами и непрофессионалами, которые при этом покупают специализированную литературу — для самообразования. В академические процессы это вообще не встраивается. Богословская и теологическая литература, например, стоит мертвая. Если бы здесь кто-то этим серьезно занимался, то она бы пользовалась спросом: так что пространство магазина — это индикатор того, что происходит с гуманитарным знанием в Перми».