Выставка «Малый масштаб, большие перемены», которая прошла в MoMA в начале года, доказала, что великолепные архитектурные проекты, достойные занять место в музее, можно создавать даже в самых неблагополучных странах. На выставке представлены 7 объектов, построенных на пяти континентах, — и эти идеи доказывают, архитектура способна менять жизнь людей, даже если она создается в условиях ограниченных ресурсов.

Начальная школа, Гандо, Буркина Фасо


В этой деревне нужно было построить начальную школу, и архитектор Кере предложил местным жителям использовать новые строительные техники. Вместо того чтобы в этом труднодоступном районе возводить конструкции из стали и бетона, Кере использовал традиционный материал — грязь, делая из нее кирпичи с помощью специальной машины.

Кере также применял приемы экологического строительства: предусмотрел большую открытую крышу, чтобы увеличить циркуляцию воздуха и не допустить перегрева внутри помещения. Жители деревни строили здание школы все вместе, осваивая новые технологии. В новую школу дети стали ходить намного охотнее, а Кере приступил к строительству школьной пристройки и жилья для учителей.

Квинта Монро, жилой район Икике, Чили


Перед архитекторами проекта жилого района в пустыне на севере Чили стояла непростая задача: разместить 100 семей по цене всего $7500 за дом. Архитекторы расположили здания рядами — так, чтобы рядом с каждым домом оставалось свободное пространство, и можно было быстро попасть внутрь прямо с улицы. Планировку домов они оставили свободной, чтобы владельцы могли сами обустроить пространство в зависимости от времени и средств.

Укрепленные бетонные дома надежны, доступны и просторны — их площадь составляет около 70 кв. м. Это почти в два раза больше, чем можно было бы купить за ту же цену в доме, построенном традиционным способом. Студия Elemental уже построила 1000 домов по всей Латинской Америке, и еще столько же объектов находится в разработке.

Школа METI, Рудрапур, Бангладеш


Еще учась в университете, Анна Херинджер спроектировала школу в Бангладеше для своей магистерской работы. Получив диплом, она переехала туда, чтобы реализовать свою идею. Первый этаж школы получился закрытым, с толстыми земляными стенами, там находятся не только классы, но и игровая площадка. Второй этаж — более открытый, с навесом из бамбука.

Как и многие здания в Бангладеше, школа построена из земли, глины, песка и соломы. Кроме того, Херинджер использовала современные строительные техники, сделав фундамент из кирпича и покрыв строительные конструкции защитным составом от влаги.

Музей Red Location, Порт-Элизабет, Южная Африка


Первоначально местечко Red Location было поселением африканских рабочих, и именно здесь начались первые протесты против апартеида. Музей борьбы, посвященный достижению равноправия, был спроектирован в рамках крупной программы обновления города. Для строительства музея были использованы доступные материалы — бетон и сталь. Кроме того, были задействованы многие местные жители.

Дома для рыбаков, Тире, Ливан


В 1984 году эта маленькая средиземноморская рыбацкая деревня была занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и строить жилье вблизи моря стало намного сложнее. Этот жилой район был спроектирован для того, чтобы местные жители получили доступные дома, что укрепило бы слабую экономическую ситуацию в городе.

Несколько рыбаков из Тире создали комитет по строительству и пригласили известного архитектора Хашима Саркиса. В жилом проекте из девяти блоков сохраняются своеобразные черты традиционных ливанских домов и вместе с тем вводятся новые критерии баланса частного и общего пространства.

IMAGE 5305 NOT FOUND

Inner-city Arts, Лос-Анджелес, Калифорния, США


Район Скид Роу — один из самых бедных в Лос-Анджелесе. Именно здесь Майкл Малтзан начал реализовывать свой проект по обустройству изолированных поселений. Inner-city Arts — результат десятилетней работы, в результате которой заброшенный гараж стал любимым местом обучения у местных детей.

На территории школы площадью 4000 кв.м. располагается множество зданий, а все свободное пространство между ними обустроено очень необычно: например, прямо посредине школьного двора протекает искусственно созданный ручей. Все стены школы — нестандартной формы, отштукатурены и выкрашены в ослепительно белый цвет. По замыслу архитектора, это своего рода вызов хулиганам, которые, возможно, захотят проникнуть внутрь школы.

Кабельное метро, Каракас, Венесуэла


В холмистых пригородах Каракаса население стремительно увеличивается, однако инфраструктура там развита значительно хуже, чем в самой столице. В 2003 году группа архитекторов из Urban-Think Tank предложила проект кабельного метро, где машины передвигаются по тросам, связывающим пригороды Каракаса с системой столичного общественного транспорта.

Этот проект представил оригинальный и щадящий метод решения транспортной проблемы, а необычное метро вскоре распространилось по всему городу — оказалось, что такой способ передвижения отлично подходит Каракасу с его холмистым рельефом. Кроме того, в для строительства такого метро не приходится разрушать существующие здания, как часто происходит при прокладке новых автомобильных и железнодорожных путей.