Одна из важнейших дизайн-институций в США — музей Купера-Хьюитта ежегодно вручает награды самым заметным представителям профессии. T&P разобрались — кому, за что и почему.

В этом году за профессиональные достижения был отмечен Мэтью Картер — живой классик и один из важнейших шрифтовых дизайнеров нашего времени. Среди его работ утонченные ITC Galliard и Shelley, а также получившие всеобщее распространение Verdana и Georgia. Картер — один из тех дизайнеров, благодаря которым шрифтостроение считается искусством. Хотя сам он не мыслит такими категориями, все его работы в первую очередь основаны на принципах функциональности.

Картер сумел не застрять в своем времени, эволюционируя вместе с техническими и эстетическими категориями шрифтового дизайна. И прошел длинный путь от резки пуансонов до создания главных наборных гарнитур Microsoft, в том числе и самого удобочитаемого экранного шрифта Verdana. Придуманного им хватило бы на несколько успешных карьер, а его работоспособности позавидовала бы средних размеров дизайн-студия.

В номинации Design Mind был награжден еще один заслуженный американец — Стивен Хеллер, самый остроумный дизайн-критик и бывший арт-директор New York Times. Хеллер — один из тех, кто способен в одном абзаце сформулировать манифест целого поколения. Его статьи и книги — непременное чтение для тех, кто хочет ориентироваться в современном дизайне. Хеллер уникален тем, что соединяет в себе талант исследователя, критика и тренд-хантера с талантом дизайнера. Именно понимание дизайна изнутри помогает ему конструировать безошибочный профессиональный дискурс и выполнять роль индикатора правильного дизайна. Почитать Хеллера можно в его еженедельной колонке на сайте газеты New York Times.

За корпоративный вклад наградили компанию Knoll, без которой невозможно представить историю американского интерьерного дизайна. Этот бренд оказал огромное влияние и на Европу — известно, что знаменитая Vitra была создана Вилли Фельбаум по образу и подобию Knoll. Производственные мощности компании не ослабли до сих пор — спустя 60 лет после пика популярности. В сотрудничестве с самыми известными дизайнерами Knoll создавал вещи, моментально ставшие предметами всеобщего эстетического культа. Например, знаменитый модернистский Tulip chair Ээро Сааринена, который знаком даже самым далеким от дизайна людям благодаря сериалу Star Trek. Огромен вклад Knoll не только в историю дизайна, но и в жизни всех людей, когда-либо работавших в офисе. Все хорошие современные рабочие пространства разработаны по принципам, которые были сформулированы в стенах этой компании.

В области архитектурного дизайна была отмечено относительно молодое (основано в 1993 году), но уже весьм авторитетное бюро Architecture Research Office. Основатели ARO — Стивен Кассель и Адам Ярински претендуют на роль визионеров в области новейшей урбанистики: их деятельность лежит на стыке архитектуры городского пространства и спасения мира. В частности о том, как должен выглядеть Нью-Йорк будущего, в ARO знают лучше всех.

Награду за вклад в коммуникационный дизайн получил Рик Валиченти. Некоторые называют его мусорщиком, другие Буддой дизайна — и ту, и другую характеристику можно считать верной. Валиченти — такой провинциальный Загмайстер чикагского разлива: его не волнует, что думает зритель, и уж точно нет дела до мнения заказчика. Зато у Рика есть медаль AIGA, которую выдают только самым-самым. Широкой аудитории Валиченти известен благодаря эпической серии Just My Type — шрифта, сделанного на основе фотографий обнаженной порно-актрисы.

Призером в области fashion-дизайна в этом году стал бренд J. Mendel. У этой уважаемой и дорогой американской марки любопытная история. Она была основана в 1870 году в Париже русским аристократом Менделем, чья семья занималась меховым делом. Сегодня кресло CEO компании и главного дизайнера занимает его потомок — Жиль Мендель. Устав от систематических набегов участников PETA на флагманский магазин на Мэдисон Авеню, Жиль убрал из витрин меха и начал развивать другие линии. Оказалось, одежда из прочих материалов получается у J. Mendel ничуть не хуже. НА NDA 2011 марку наградили благодаря именно ее успешному опыту перепозиционирования.

Победителем в самой серьезной категории — Interaction Design — был выбран Бен Фрай. Он занимается цифровыми визуализациями данных, в том числе и генеративными: это сложный и невероятно красивый процесс. В его порфолио можно встретить не только готовые работы, но и программные разработки для создания визуализаций. Несмотря на присутствие в списке призеров дизайн-конкурса, Бен Фрай — никакой не дизайнер, а сотрудник MIT, серьезный программист и глава бостонской лаборатории Fathom Information Design.

Лучшей в области интерьерного дизайна в этом году признана долгосрочная профессиональная коллаборация Шелтона и Миндела. Более 30 лет их студия создает интерьеры, градус изысканности которых никаким образом не зависит от заказчика: штаб-квартира Ralph Lauren и частные апартаменты на Манхеттене сделаны с одинаковым вкусом и добросовенностью по отношению к будущим обитателям этих пространств. Стиль, в котором они работают, дизайнер называют чувственным модернизмом. При этом за неизменной простотой, воссоздаваемой в каждом проекте, стоят многослойные философские концепции. Например, идея дематериализации пространства. Смысл в том, чтобы выбелить и засветить комнату до состояния лайт-бокса — чтобы в глаза не бросалось ничего, кроме пространства. Опять же эта идея была реализована не в рамках какой-нибудь архитектурной инсталляции, а в самой обыкновенной нью-йоркской квартире.

В рубрике Landscape Architecture было отмечена архитектурная фирма из Сиэтла, Gustafson Guthrie Nichol. Специалитет этой студии — городские парки. Они авторы Миллениум-парка в Чикаго и парка Kogod в Вашингтоне. К слову, в прошлом году Купер-Хьюитт наградил в этой категории фирму James Corner Field Operations, которая разбила фантастический Хай-Лайн Парк в Нью-Йорке — один из самых удачных примеров превращения городской патологии в модный рекреационный маршрут. В этом году — снова парки. Впрочем, о важности озеленение городских территорий знают все, но если у нас об этом только говорят — преимущественно на Стрелке — то в США активно озеленяют. И GGN — важные участники этого процесса.

За вклад в промышленный дизайн награду получило международное консалтинговое агентство Continuum. В нем работают не только дизайнеры, но и ресечеры, маркетологи, технологи и еще целый штат разнообразных специалистов. Их деятельность нацелена на улучшения условий жизни — экспертиза Continuum распостраняется от эргономичных зубных щеток и подставок для ноутбуков до масштабных дорогостоящих разработок в сфере промдизайна. Большинство предметов, придуманных при участии специалистов этого агентства, не обращают на себя внимание международных дизайн-конкурсов и редко появляются в экспозициях музеев современного искусства, но без них наша жизни была бы значительно менее удобной. Среди клиентов компании: Reebok, Procter&Gamble, Herman Miller и многие другие.