Студенты, которые учатся в других странах, рассказывают, в чем разница между образованием в России и за границей.

Лера Швец, 23 года


— Где, чему ты учишься, как давно?

— Учусь в магистратуре Сиднейского университета по специальности «политическая экономика». Програма рассчитана на один академический год. В Австралии все наоборот: зима поменялась местами с летом, поэтому первый семестр — с конца февраля по конец июня, второй семестр — с августа по ноябрь. Я прошла уже половину пути, остался еще семестр.

— Ты училась в российском вузе? Какие воспоминания?

— Выпустилась из Института стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова. По специальности я востоковед, мой основной регион изучения был Корейский полуостров, экономика региона, история, культура и, конечно, язык. Главное преимущество ИСАА — возможность годовой стажировки в стране изучаемого языка. Год в Сеуле помог не только понять менталитет и повысить уровень корейского, но и утвердил во мне желание пожить и поработать в разных странах, на разных континентах. ИСАА — факультет особенный: не только за счет высокого уровня образования, но и за счет отличной от других мест атмосферы. Здание факультета — старейшее здание МГУ, напротив Манежной площади. Люди, которые учились со мной — удивительные, интересующиеся и очень талантливые. Наверное, именно они сыграли наиболее важную роль в моем развитии как студента и будущего академика.

[University of Sydney](http://sydney.edu.au/) — старейший университет Австралии и Океании. В [рейтинге университетов Times](http://www.timeshighereducation.co.uk/) занимает третье место по Австралии. На исследования и [гранты](http://theoryandpractice.ru/grants) университет Сиднея ежегодно выделяет около 1 миллиарда долларов.

— Где ты сейчас живешь?

— В Сиднее. Снимаю квартиру вместе с другими студентами в районе Central Station. Цены на недвижимость тут относительно высокие, моя комната с балконом обходится в $260 в неделю включая счета за электричество и воду. Но плюс состоит в том, что я живу в десяти минутах от университета. Вообще, цены на транспорт и питание высокие. Мне понадобилось более месяца, чтобы распределить свои финансы и понять, сколько мне требуется денег на продукты и остальное. В целом, жизнь в Австралии мне кажется более душевной. Качество продуктов во много раз лучше, цены в кафе те же, но порции заметно больше, люди проще и более расслабленные. Здесь, выходя из автобуса, люди кричат водителю: «Thanks, mate», а полиция, проверив права у водителя, провожает вас фразой: «Take it easy, mate». Но главное преимущество Сиднея — это океан. Комментарии излишни.

— Какие бонусы дает студенческий статус?

— Особых бонусов у иностранных студентов нет. Мой студенческий не дает мне скидки на проезд. Одно хорошо — бесплатное членство в библиотеках. Все студенты для получения скидок покупают за $60 специальную access card, которая дает скидку в разных галереях, кафе, клубах и театрах. Также по ней записываются в спортивные клубы и становится членами обществ, к примеру, по дебатам или международным отношениям.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— Сейчас я занимаюсь экономическими аспектами конфликта между КНДР и ЮК. Рассматриваю с точки зрения региона, международного уровня и изучаю теории разрешения конфликта на примере Германии и Вьетнама. Корейский полуостров — единственное место в мире, которое до сих пор страдает от последствий Холодной войны, это также редкий регион, где две страны уже на протяжении более полувека в состоянии войны, но без военных действий. Я пытаюсь проследить, как те или иные идеологии влияли и влияют на государственную политику стран и как это приближает или наоборот отдаляет их от объединения.

— Как успехи?

— Успехи не те, на которые я рассчитывала. Учиться тяжело и требования очень высокие. Мне помогает опыт учебы в МГУ, там по некоторым дисциплинам, к примеру, по языкам, требования были еще выше. Спасибо преподавателям ИСАА, что научили заниматься 7 дней в неделю 24 часа в сутки, восточный язык без особых усилий не дается. В Сиднее мне это пригодилось при написании бесчисленных эссе на сумасшедшие темы. Еще при настоящих исследованиях помогает усидчивость.

[Джейк Линч](http://www.iprafoundation.org/jake_lynch.shtml) — профессор из Великобритании, который много лет работал военным журналистом, проводил исследования в сфере разрешения конфликтов, в том числе получил полумиллионный грант на разработку единого стандарта для освещения действий о конфликтах. Много занимался Филиппинами и Восточным Тимором.

— Кто у тебя самый крутой профессор?

— Самый крутой профессор — Джейк Линч с отделения Peace&Conflict Studies. На его семинарах мы обсуждаем вопросы экономики в мирное и конфликтное время, изучаем вклад средств массовой информации, терроризма, уровня бедности в стране. Основные страны для изучения: Израиль, Восточный Тимор, Афганистан, Ирак.

— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.

— Процесс обучения сильно отличается от МГУ. У нас нет лекций, только семинары, которые в основном построены в форме дебатов. К каждому занятию требуется прочитать набор статей или книг по заданной теме, на самом семинаре профессор озвучивает вопросы дебатов. Сам он мало участвует в дискуссиях, только следит, чтобы тема обсуждения не уходила в сторону и чтобы дебаты не перерастали в истеричные споры с выплескиванием кофе в лицо. Оценка за предмет складывается из нескольких аспектов: короткое эссе в 2000 слов, длинное эссе в 4000 слов, reflection journal — блог в специальной системе, который надо вести в течение семестра, презентация на заданную тему и эссе по ней, участие в дискуссиях, экзамен. Надо отметить, что большую часть обучения составляет так называемое e-learning. Все работы загружаются и проверяются онлайн, систему блогов, pdf-презентаций и все нужные материалы можно также найти в интернете, там же вывешиваются оценки, расписание, предложения по работе и тому подобное. Университет Сиднея — один из самых электронных в мире, система электронного обучения перенималась у университетов Великобритании и США.

— Какое самое главное знание или умение, которое ты получил в процессе обучения?

— Специфика Сиднейского университета — развивать в студенте критический склад мышления. Я научилась рассматривать любую проблему с точки зрения моей дисциплины, личного опыта и развивать предполагаемые варианты решения. Это полезные навыки для специалиста в любой сфере.

— Планируешь вернуться?

— Некоторое время после окончания я бы хотела поработать в Австралии или в Азии. В России кроме семьи меня ничего не держит. Опыт работы в абсолютно разных сферах, 3 иностранных языка, независимые путешествия по Африке, Азии, Европе, Австралии — все это с годами сделало меня открытым человеком, я готова работать в любой точке мира. Но основной моей целью остается сфера микрокредита в развивающихся странах Азии и Африки.