Студенты, которые учатся в других странах, рассказывают, в чем разница между образованием в России и за границей.

Катя Петрова, 23 года


— Где, чему ты учишься, как давно?

—Я учусь в Лондоне в магистратуре американской бизнес-школы HULT International Business School. Моя специализация — международные отношения. Программа длится год, разбита на 4 модуля. Во время первых 2 модулей мы проходим обязательные предметы, а потом начинается самое интересное, когда можно брать предметы по выбору. Во-первых, мы перемешиваемся со студентами с других программ (Masters of International Business, Masters of Digital Marketing и Masters of Business Administration), а во-вторых, можно поехать в другой кампус. Всего у моей школы 5 кампусов: Лондон, Бостон, Сан-Франциско, Шанхай и Дубай. Я ездила в Шанхай, у меня остались незабываемые впечатления.

— Трудно было поступить?

— Поступить было, честно скажу, непросто, но не настолько сложно, как все об этом говорят. Просто нужно приложить много усилий. Все началось с того, что я сходила на выставку TopGradSchool, где были представлены зарубежные бизнес-школы, послушала презентации, набрала буклетов и оставила свои координаты. Позже мне позвонили, рассказали подробней о школе. Я начала собирать документы. Смотрели не на оценки и имя университета, а на мою анкету и мотивационное письмо. Нужны были 2 рекомендации от преподавателей или работодателей. Также нужно было сдать экзамен по английскому языку Toefl iBT (набрать не меньше, чем 90 баллов) или IELTS. Я долго готовилась к экзамену, занималась с репетитором. Потом я прошла 3 телефонных собеседования: с директором по рекрутингу, преподавателем и одним из заместителей декана школы. Смешно, но больше всего меня в собеседованиях волновали технические вопросы, ведь они телефонные, на английском языке, с не самым лучшим качеством связи. Ну и самое ужасное — это, конечно, виза. На получение британской визы у меня ушло все лето нервов, собирания документов и различных справок.

— Ты училась в российском вузе? Какие воспоминания?

— Да, я закончила Государственный университет управления, получила диплом социолога. Воспоминаний за 5 лет, как и у любого студента, великое множество — хороших и не очень. Могу только сказать, что как таковой студенческой жизни я не почувствовала, потому что все очень рано начали подрабатывать, бегать с работы на учебу. В России такая практика укоренилась у студентов уже давно, и это хорошо, с одной стороны, так как мы получаем опыт работы еще будучи студентами, но с другой стороны, мы теряем то, что люди называют студенческими годами. Я нагнала упущенное во время своего обучения в Лондоне, так как здесь студенты много учатся, но и прекрасно отдыхают, путешествуют, изучают языки.

В России нам преподавали исключительно теорию, редко имеющую отношение к действительности. Объемы материала — огромные, очень много похожих друг на друга предметов, но практической пользы мало. В моей американо-английской школе теорию объясняют мало (никто не отрицает, что она нужна, но ее можно изучить и самостоятельно, поэтому нам дают списки рекомендуемой литературы для изучения), а упор делается именно на реальные ситуации настоящих компаний, а также на разработку собственных проектов, на работу в команде.

Еще мне не нравилось в российском университете то, что ничего не делалось для последующего трудоустройства студентов. Отучились — а дальше сами. В зарубежных школах всегда есть отдел Career services, в котором консультируют по поводу трудоустройства. У нас есть семинары о том, как правильно составлять резюме, проходить собеседования, а также можно всегда назначить встречу один на один с консультантом, посоветоваться о будущей работе, пройти профориентационные тесты. Периодически они также дают ссылки на открывшиеся вакансии для студентов, организуют конференции. На работу никто, конечно, не устраивает, но все это очень сильно помогает, дает направление и идеи о том, что делать после выпуска.

— Где ты сейчас живешь?

— Я совсем недавно вернулась из Шанхая, сейчас заканчиваю последний модуль в Лондоне. Здесь ужасно дорогое жилье, поэтому почти все, не только студенты, но и молодые специалисты, снимают комнату в доме на 4-5 человек, делят кухню и ванную. Если хочется жить отдельно — придется выложить около 1000 фунтов в месяц за небольшую студию в центре. Я сейчас снимаю уже 3-е жилье, не считая первой недели в хостеле, когда я искала свой первый дом. Первая комната оказалась ужасно несчастливой, я тогда еще не знала особенно порядков и расценок, поэтому сняла комнату во 2-й зоне (полчаса на метро до центра) за 540 фунтов в месяц. Потом оказалось, что моя ветка метро Jubilee Line закрыта на ремонт почти каждые выходные, в доме одновременно сломались пылесос, душ и отопление, а до хозяйки невозможно было дозвониться, и чинить все это никто не спешил. В завершение я обнаружила у себя в кровати клопов, которые меня всю жутко искусали, так что я бежала из того дома без оглядки.

Затем я сняла комнату в доме в 3-й зоне, чуть дальше от центра, но зато всего за 320 фунтов в месяц. Хозяин, 70-летний британец, жил вместе с нами, студентами, и кошкой Люси. Я прожила там 5 месяцев и была, в принципе, всем довольна, не считая того, что хозяин оказался жутким скрягой, так что приходилось мерзнуть без отопления в ванной в декабре, а однажды я задержала оплату на 2 часа, и он так разозлился, что вынес из моей комнаты ковер и матрас.

В Шанхае все было гораздо лучше — мы жили все вместе со студентами в отеле-общежитии за смешные деньги, так что это было просто чудесно. Сейчас я снимаю большую комнату во 2-й зоне за 400 фунтов с 4 шведками, и меня все устраивает. Чтобы добраться до дома, я пересаживаюсь с метро на электричку-поезд и еду на ней 7 минут, каждый день проезжая мимо London Eye и Tower Bridge.

— Какие бонусы дает статус студента?

— Статус студента значительно облегчает жизнь во всем, начиная с процесса получения визы и возможностью открыть банковский счет и заканчивая скидками на общественный транспорт. Лондон — безумно дорогой город, поэтому быть студентом здесь значительно легче. Но и не только это. Конечно, зарубежная магистратура дает привилегии в поиске работы. С распростертыми обьятиями магистров в компаниях не ждут, как многим кажется. Все так же сложно, но при этом открываются многие двери, возможности, о которых раньше я даже и подумать не могла.

Еще хорошо то, что будучи студентом, можно не бояться экспериментировать, пробовать себя в разных областях. Многие проекты максимально приближены к реальной работе, но при этом не страшно совершить ошибку, потому что ты студент.

Еще мне очень нравится в местной студенческой жизни различные ассоциации по интересам, куда можно вступить совершенно бесплатно. Например, я являюсь членом ассоциации Студенческая модель ООН. Наша команда в декабре прошлого года ездила в Гамбург на международную Модель ООН, где в течение 3 дней более 300 человек из различных университетов и стран принимали участие в конференции, построенной по точной модели настоящих конференций ООН. Помимо того, что это было безумно интересно, этот опыт оказался еще и невероятно полезным — я гораздо лучше стала понимать специфику работы, увидела на практике изучаемую теорию международных отношений.

— Какой у тебя самый крутой профессор?

Профессор Яэль Зиф преподает на факультете менеджмента и на программе MBA Тель-авивского университета с 1982 года и ведет менеджерскую программу Бостонского университета — с 1987-го. Она также ездит с лекциями по всему миру: Таиланд, Чили, Венгрия и многие другие страны приглашали ее в качестве преподавателя на разовые курсы.

— Это профессорша — Яэль Зиф. Совершенно потрясающая женщина, которая преподавала у меня Leadership in global village в Шанхае. Вообще она израильтянка, живет и преподает в Бостоне, но на один модуль приехала в Шанхай с мужем (он тоже профессор, преподавал New Product Development у MBA студентов). Она была не просто преподавателем, но настоящим учителем, я бы даже сказала, гуру. Кроме теории она научила нас тому, что невозможно быть лидером, невозможно вести за собой людей, пока мы не научимся быть лидерами самих себя, своих эмоций, действий и желаний. Все начинается с себя, и только усовершествовав свою личность, можно научить этому других, замотивировать и привести к успеху. Этот курс действительно заставил нас поверить в себя и свои возможности, за что я безумно благодарна этому преподавателю.

Мне вообще очень нравятся наши преподаватели. Существует большая разница с российскими вузами, так как здесь все преподаватели — практики, люди, проработавшие много лет в крупных компаниях. Их реальные примеры из рабочей практики были даже более полезны, чем теория. А большинство материалов — не просто теория, а так называемые case studies, то есть настоящие примеры реальных компаний, которые мы разбираем и анализируем.

— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.

— Основной упор делается на самообучение, поэтому в университете мы проводим не так уж много времени, приходим туда несколько раз в неделю. Еще дело в том, что одни и те же преподаватели преподают в разных кампусах, поэтому бывает, что один курс длится 2 недели, но по 6 часов в день, потому что преподаватель в Лондоне только 2 недели. Другие курсы более расслабленные, по 3 месяца, тогда мы пишем большие эссе и делаем много презентаций.

Обычно день выглядит так. С 9 до 12 у меня пара, потом мы идем обедать в ближайшее кафе, чаще всего Pret a Manger или наше любимое корейское заведение, где можно взять на вынос огромную тарелку с рисом и курицей с овощами всего за 3 фунта. После обеда мы остаемся в университете, у нас тут есть лаунжи со столами для работы, где также стоят диваны, есть телевизор, холодильник, микроволновка, можно жить при желании. Но иногда собирается так много людей, что работать просто невозможно, все переговариваются, делают проекты или просто общаются. Поэтому можно пойти в библиотеку нашей школы или при London School of Economics, где любой студент может оформить пропуск. Еще я недавно открыла для себя British Library, там просто чудесно, может зайти любой желающий, там очень красиво, много пространства, везде столы, диваны, бесплатный Wi-Fi, кафе, столики на улице. Далее обычно каждый день проходит какой-нибудь group meeting, где мы собираемся с членами команды и обсуждаем проект, делаем презентации. Вечером уже по желанию можно поехать домой, можно всем вместе пойти в бар, которых в Лондоне великое множество. Да, в бары мы ходим часто, отрицать не буду — но это все вина Лондона, тут все только и делают, что в бары ходят, культура такая.

— Как успехи в учебе?

— Надеюсь, что хорошо. Конечно, поначалу было сложно привыкнуть к новой среде, к обучению на иностранном языке, но если не замыкаться в себе и быть открытым для всего нового, то процесс обучения и студенческая жизнь становятся действительно захватывающими.

— Какое самое главное знание или умение, которое ты получила в процессе обучения?

— Во всех бизнес-школах большой упор делается на развитие умения работы в команде, и это действительно не так просто, как кажется на первый взгляд. Порой мы делали большие проекты по 5-6 человек различных национальностей, с различным предыдущим образованием, приходилось прилагать много училий, чтобы сработаться. Это действительно учит адаптироваться к любым ситуациям.

— Сколько стоит обучение?

— Стоимость обучения зависит от выбранной программы, а также кампуса. Могу сказать, что мне очень повезло, потому что цены растут с каждым годом почти в полтора раза, а я успела поступить в школу еще 2 года назад. Сейчас цена моей программы составляет 23 000 фунтов. При этом можно получить стипендию на оплату части стоимости. Я в свое время получила такую стипендию на 2000 фунтов.

— Планируешь вернуться?

— Я ищу работу как в России, так и за границей. Большинство ребят, с которыми я учусь, возвращаться не хотят, так что дело здесь не в России, а в самом факте возвращения на родину. После года жизни в такой международной среде появляется ощущение, что мир гораздо меньше, чем казалось, а возможностей больше. Люди хотят продолжать открывать новые страны, путешествовать, получать международный опыт работы. Многие планируют возвратиться на родину не сразу, а через 5-10 лет, предварительно поработав в других странах. Людям нравится постоянно принимать вызов, преодолевать себя и сложности. Когда ты попадаешь в международную среду, это затягивает, очень сложно после этого жить как раньше.

— Где будешь работать, когда выпустишься?

— Этот вопрос на повестке дня. Я специализировалась на международных отношениях, но последние 2 модуля брала бизнес-предметы, потому что эта среда оказалась мне более близка. Преимущество и одновременно проблема наших программ в том, что мы получаем очень большой объем знаний в различных областях, а не узко специализруемся. Поэтому сейчас все находятся в процессе поиска себя. Магистратура ничего не гарантирует и не дает работы сразу после выпуска, но она открывает широкий спектр возможностей, расширяет сознание, дает веру в себя и в то, что мы можем достичь больше, гораздо больше, чем мы думали раньше.