Для любителей почитать у меня две новости — хорошая и плохая. Хорошая заключается в том, что текст отвоевывает свои позиции, потерянные в XX веке, а плохая — его все равно никто не читает.

Одна из причин того, что YouTube выстрелил — в том, что там было ограничение по длине ролика в 10 минут. В интернете никто не хочет тратить время на длинное видео, поэтому сервис коротких роликов оказался очень популярным.

С приходом интернета текст взял реванш за унижения предыдущих десятилетий. Конец двадцатого века: фотография, кино, радио, телевидение, видео, компакт-диски и DVD — никто уже не читает, книги никому не нужны. Но тут приходит интернет и все расставляет по своим местам.

Текст — самый эффективный способ коммуникации в интернете. Да, можно по скайпу часами разговаривать с другом из Канады — но если по делу, то быстрее и эффективнее написать письмо.

У многих пользователей скорость интернета уже давно достаточная, чтобы комфортно смотреть видео, но в огромном потоке информации оказалось, что на это ни у кого нет времени — текст воспринимаются гораздо быстрее. Видео ты смотришь с той скоростью, с которой оно проигрывается, а текст ты читаешь с той скоростью, с которой можешь. Вот и получается, что транскрипцию часовой лекции можно прочитать за пять минут.

Фото и инфографика — очень эффективный способ передачи информации, но они гораздо дороже и чаще используются в качестве иллюстраций к тексту, позволяют быстрее понять его смысл. А видео и аудио за редким исключением используются только для развлечений.

Когда-то было модно на сайтах и в программах использовать иконки вместо подписей к кнопкам и в навигации. Считалось, что иконки быстрее считываются и понятны вне зависимости от языка пользователя. Но оказалось, что текст читается быстрее и проще, чем иконки, и энергию, потраченную на рисование иконостаса, лучше пустить на качественный дизайн интерфейса.

Текст дешев в производстве, написать страницу текста технически гораздо проще, чем, например, смонтировать трехминутное видео. Для этого ничего не нужно — сел и написал. Текст быстрее воспринимается: я не знаю, чем, кроме текста, можно изобразить надпись «12 комментариев». Да, в тексте гораздо сложнее передать чувства, но в статье о предстоящем дефолте США и без того эмоций через край.

Темная сторона силы


Из-за дешевизны производства непрерывно появляется огромное количество текста, а из-за обилия информации поменялся и способ ее потребления. Люди не читают вдумчиво каждое слово, а глотают абзацы, бегают глазами наискосок, выцепляют куски текста, уже в голове достраивают недостающие куски.

Да, вечером дома на диване толстенный роман с айпада надо читать по-нормальному, по старинке. Но ты же не будешь вдумчиво читать фейсбучную ленту.

Вот и получается, что новое поколение людей печатает быстрее, чем говорит, а читает быстрее, чем думает. Но это имеет мало отношения к тому чтению, которое проиграло в войне форматов XX века.