Вариантов избежать обучения в школе не так много: семейное обучение, обучение на дому с репетитором, экстернат. Бывшие домашние ученики и настоящие родители рассказали T&P о своем опыте получения образования вне школьных стен.

Анна Руденко, переводчик, училась дома с первого класса и в университете


Когда мне было чуть больше года, родители стали замечать, что я очень уж часто падаю и не могу быстро подняться, как другие малыши. Врачи поставили диагноз «миопатия» — в двух словах, это проблема с мышцами, которая не позволяет вести активную жизнь и по большому счету предполагает домашний образ жизни. До школы мною плотно занимались приходящие учительницы и моя мама. Азбука, элементарные задачки, упражнения на логику, поделки-театры — в пять лет я уже бегло читала и обожала сидеть рядом со старшей сестрой, когда она делала уроки, все время пыталась помогать. В общем, мой случай здорово отличается от «Похороните меня за плинтусом» — никакого прессинга со стороны родных, образовывалась я очень мягко и всегда в удовольствие. Само собой, в садик я не попала, но вопрос, идти ли в школу, как другие дети, не стоял — меня без проблем приняли в класс, который позже стал математическим. Я проучилась в школе вместе с одноклассниками ровно три дня, в качестве ознакомления — это были мои первые и последние дни в здании школы. И когда все поняли, что учиться в школе мне труднее, чем это ожидалось, меня перевели на домашнее, индивидуальное обучение.
Первые шаги в освоении домашнего образования принадлежат Великобритании. В XVI-XVII Британская империя захватила господство над всеми значимыми открытиями — за информацией, которая стоила немалых денег, выстраивались огромные очереди среди жителей. Родители из обеспеченных семей нанимали мореплавателей своим детям, чтобы они были в курсе всех последних новостей.
Ежедневно во второй половине дня после уроков в школе ко мне приходила учительница начальных классов (невероятно строгая — все должно было быть написано и оформлено идеально, — но справедливая), которая занималась со мной около двух часов, потом больше — все предметы шли один за другим, практически без перерыва. В средней и старшей школе было уже несколько учителей — в неделю мне выделялось только 10 часов, а в 10-м и 11-м классе всего четыре, поэтому каждая из дисциплин была максимум раз в неделю, а то и раз в две. Чтобы не отставать от класса, преподаватели задавали мне параграфы и дополнительные материалы для самостоятельной проработки. Официальные экзамены между классами в средней школе я не сдавала, только после 11-го, но учителя устраивали годовую проверку сами. Конечно, химия и физика была исключительно теоретической — провести эксперименты в условиях квартиры было невозможно, и я по этому поводу расстраивалась. Но недолго, технические специальности — не мое призвание, я тогда плотно занималась языками. Я шла на золотую медаль, все контрольные и другие работы нужно было сдавать на «отлично», поэтому очень много времени я проводила за книжками, чтобы не отставать от программы и качественно подготовиться к вступительным экзаменам. В итоге все получилось, и сразу после школы меня приняли в вуз на специальность «Переводчик английского и немецкого языков». Льготы по здоровью были, но с этим баллом я могла поступить и на общих основаниях. В университете схема учебы была та же: пару раз приезжал, а также звонил, писал по почте преподаватель — давал материалы и выжимку лекций — принимал работу или экзамен. Конечно, в университете учиться было уже сложнее, но вуз я тоже закончила с красным дипломом. Мне кажется, среди явных плюсов можно назвать, во-первых, самоорганизованность. Мне всегда казалось, что очень стыдно не подготовиться к уроку и разочаровать преподавателя. Во-вторых, когда ты учишься дома, у тебя всегда состояние полной готовности: тебя всегда вызовут, без вариантов. В-третьих, у преподавателя есть возможность координировать процесс обучения, подстраиваться под ученика: если я что-то схватывала быстро, учитель переходил к новой теме, если нет — мы разбирали сложные для меня моменты. В-четвертых, в ученике вырабатывается умение разбираться в проблеме самостоятельно: как правило, времени на разборы было крайне мало, поэтому я старалась докопаться до всего сама, благодаря чему я лучше вникала в тему. А из минусов я могу назвать то, что постепенно вырабатывается привычка работать исключительно в спокойной обстановке: мне сложно представить, как бы я могла написать контрольную в классе, где меня постоянно что-то отвлекает. Я до сих пор не могу работать, когда рядом кто-то крутится. Во-вторых, даже сейчас мне гораздо проще обсудить что-то с человеком один на один, чем участвовать в групповой дискуссии — но этой проблемы можно избежать, если сочетать такие домашние занятия с курсами, кружками, работой в творческих группах.
«Когда ты учишься дома, у тебя всегда состояние полной готовности: тебя всегда вызовут, без вариантов»

Сейчас я работаю переводчиком и журналистом в онлайн-издании Popsop, до этого была занята в разных проектах — я начала работать фактически на первом курсе в качестве репетитора, потом переводчиком, ближе к концу учебы. Конечно, самым логическим продолжением всей этой истории был фриланс. И мне было бы сложно влиться в эту среду без опыта домашнего обучения. Все качества, благодаря которым я, собственного говоря, успешно училась, сейчас можно назвать основными в моей работе — усидчивость, желание и умение работать с большими объемами информации быстро и играючи, концентрироваться на результате.

Если честно, мне кажется, что такая форма обучения подходит далеко не всем. Если ребенок усидчивый и спокойный, тогда да, а вот если энергичный и импульсивный — сомневаюсь, потому что в домашней программе на первом месте дисциплина и умение планировать свой день. В целом, как по мне, что между домашним обучением и занятиями с репетитором можно поставить знак равенства — суть та же.

Евгений Вольнов, маркетолог, учился дома со второго класса


У меня не было никаких веских причин, чтобы не ходить в школу. Однако, у родителей был достаточно смелый взгляд на вопросы образования и они решили провести этот эксперимент. Насколько я помню, изначально планировалось, чтобы я учился дома только на период начальных классов, но потом эксперимент затянулся. Вообще говоря, я все-таки провел в школе весь первый класс — в шесть лет с цветами пошел на линейку первого сентября, как обычный ребенок. Само домашнее образование началось со второго класса. Обучение строилось таким образом, что по всем основным предметам были педагоги, которые приходили домой и контролировали усвоение материала. В дальнейшем, многие предметы я изучал сам. Экзамены регулярно сдавались в специальной школе-экстернате.
С начала девяностых резко увеличилось количество детей, обучающихся дома. По данным Рособразования, если в 1994 году таких учеников было 345 тысяч, то в 2010-м — больше миллиона.
Мои родители не принимали в моем образовании какого-либо участия. Они много работали. Я был предоставлен самому себе и педагогам. Мне помогло то, что с самого раннего школьного возраста я был заинтересованным учеником, много читал, записывался в библиотеки, в общем, проявлял любознательность. Никто меня в этом деле не направлял. Есть очень распространенное мнение, что обучение дома грозит отсутствием каких-то очень важных коммуникационных навыков и дети, которые воспитывались в таких условиях, обречены в будущем иметь трудности в общении и адаптации в коллективе. Это очень глупая и поверхностная оценка. Современное российское школьное образование может спровоцировать гораздо больше социальных патологий, чем любое домашнее образование. У меня никаких фатальных проблем в общении не было. Конечно были и сложные этапы, как у всех подростков, но они быстро прошли. В институте я столкнулся с тем, что моим коллегам по парте их школьное прошлое принесло гораздо больше проблем, чем я мог предположить. Учитывая, что учился я на факультете психологии, у меня был повышенный научный интерес к этим различиям. Именно тогда я понял, насколько мне повезло, что школа прошла мимо меня.
«Есть мнение, что обучение дома грозит отсутствием каких-то очень важных коммуникационных навыков. Это очень глупая оценка»

Минусом конечно же является недостаток дисциплины. Но это легко можно исправить присутствием спорта в жизни ребенка. Я уверен, что спорт с самого раннего возраста является обязательной составляющей полноценного воспитания.

Также побочным эффектом является недостаток системности и в некоторых областях знания, и в самом процессе обучения. Но могу заверить, что потом во взрослом возрасте этот недостаток никак не проявляется. Я слышал мнение, что системность в школьном образовании — это основа всего, и человек без этого потом не сможет нормально учиться в институте или даже нормально работать. Он не будет обладать тем потрясающим набором знаний и навыков, которые дает школа. Это полнейшая ерунда.

В России система домашнего образования была развита в XVIII-XIX веках и являлась обязательным этапом для учащихся, желающих продолжить учебу в гимназии, университете или поступить на военную службу.

Я работаю в маркетинговой сфере. Обучение на дому не создало для меня никаких препятствий в работе или учебе в институте. Наоборот, у меня было больше свободного времени и я достаточно рано пошел работать. Незначительное удобство, которое я испытал — это оценки других людей, которые выражали свое непонимание необоснованными и поспешными выводами.

Стоит отметить, что я не являюсь сторонником домашнего образования. Я за школу и коллектив. Вся эта система домашнего обучения может быть с легкостью подвергнута сомнению. Родители считают, что могут дать ребенку что-то особенное, обучая его дома, или, например, от чего-то защитят. Но на деле это проявление легкомыслия и инфантильности. Ведь далеко не каждый родитель понимает, сколько в реальности времени и терпения потребует от него такая форма обучения. Каждый родитель начинает воображать себя хорошим педагогом, способным сделать из своего чада гения, но в итоге ребенок становится заложником родительского произвола и глупости. И я не уверен, что отправлю своего ребенка в ту школу, какой она является в России сейчас. Но также я не уверен, что выберу домашнее обучение. Однако, я приму решение только исходя из интересов ребенка.

Существующая образовательная система содержит в себе такие дефекты, по сравнению с которыми ЕГЭ — это мелочи. Эта система не дружественна по отношению к ребенку и не нацелена на воспитание гармоничной и целостной личности. Какие проблемы? Низкий уровень подготовки педагогов является основной проблемой. Я закончил педагогический вуз. Людей выпускают без навыков, адекватного понимания предмета и ответственности за результат. В сочетании с низкими зарплатами это не способствует повышению интереса к педагогической карьере. Нет молодых компетентных кадров, нет инноваций и перспективных технологий. В школе отсутствует то, что должно быть в первую очередь — воспитательный процесс и подготовка ко взрослой жизни. При этом нет эффективной профориентирующей стратегии и подготовки к «рыночным» условиям труда. Не уделяется достаточного внимания психологическому состоянию детей. Зачастую школьники уязвимы и одиноки, а система безразлична к их проблемам.

Анастасия Яковлева, психолог, училась дома со средней школы


Я была довольно болезненным ребенком в детстве — большую часть первого класса я либо болела, либо долечивалась после болезни. Так или иначе я довольно много времени проводила дома и занимала себя сама. Я читала книги, исследовала интересующие меня темы и моя мама, не смотря на свою занятость, всегда поддерживала меня и мою самостоятельность. Мама всегда давала мне возможность получить собственный опыт, она педагог по образованию, и я могу сказать, что мне с ней очень повезло. Хотя дело тут не только в везении. Даже в то время, когда я посещала школу, с окончанием уроков мое образование не заканчивалось — оно только продолжалось и углублялось. Через укрепление моих сильных сторон и собственных интересов, через доверие, я училась вещам, которые были порой недоступны моим сверстникам. Здесь мой опыт схож с опытом любого другого успешно обучаемого дома человека. Я не просто довольна, что обучалась дома, я счастлива и благодарна за это. И для своих будущих детей я не вижу других путей, кроме как обучать их дома. Анскулинг — это самый близкий моей душе метод получения образования. Я довольно рано получила опыт обучения через познание семейных традиций и обычаев, как социальных, так и внутрисемейных. Моя мама была за рулем моего обучения дома. Искусство, культура, история, языки и социальные ситуации — все это было вплетено в повседневную жизнь. Домашнее обучение имеет множество плюсов. Такой способ обучения намного более полно готовит человека к реалиям будущей взрослой жизни. Нет, кстати, и проблем взросления — мне и моим родителям был не знаком конфликт отцов и детей или подростковый бунт. Во многом мое обучение было действительно включенным и ориентированным на практику. Да-да, все эти модные педагогические слова — я попробовала это на себе. Во время моей учебы у меня не было уроков — тех, что по 45 минут — я всегда находилась в эпицентре образовательного процесса, не замечая этого. Поэтому к моей ситуации можно применить такой термин как «анскулинг».
«Во время моей учебы у меня не было уроков — тех, что по 45 минут — я всегда находилась в эпицентре образовательного процесса, не замечая этого»

Я довольно рано заметила, что мои знания превосходят знания моих сверстников в школе. При чем, это замечала не только я, но и они сами, учителя и даже некоторые родители. Для меня в этом не было ничего удивительного. Но, надо отметить, что не возгордилась этим, так как рано усвоила, что моя свобода — это огромная ответственность. Расслабляться мне было некогда. Не только ожидания окружающих, но мои собственные устремления были движущей силой развития.

Сейчас я наконец-то смогла посвятить себя делу, которое очень давно люблю и практикую. Психология, а особенно психотерапия — это то, чему я посвятила свою профессиональную жизнь. У меня своя, пока небольшая, но растущая, частная практика. Я практикую в нескольких странах. Вот сейчас, например, я работаю в Лондоне. Обучение на дому помогло мне удивительным образом рано определиться с тем, чего я хочу добиться в жизни. Мне удалось достичь некоторых высот в профессии намного раньше по сравнению с большинством моих коллег. Во многом это произошло из-за того, что обучение на дому не развивает боязни старших. Ни начальники, ни государство никогда не внушали мне страха.

Я бы назвала домашнее обучение «прививкой против бытия быдлом». Это необходимо для общего иммунитета и здоровья.

Екатерина Додонова, мать троих детей, учит старшую дочь дома два года


Я задолго до семилетнего возраста дочери заинтересовалась вопросом, в какую школу я хочу ее отдать. Изучив все близлежащие школы, я поняла, что они моим требованиям не удовлетворяют, а возить маленького ребенка через полгорода каждый день мне не хотелось, тем более, детей у меня несколько. Когда дочери было три года, я познакомилась с человеком, который своих четырех детей обучил дома. Пообщавшись с ним, почитав материалы, найденные в интернете, я поняла, что этот вариант реален и он подходит мне по крайней мере на период начальной школы. Сейчас, когда мы два года отучились дома, я рада, что мы выбрали этот вариант, плюсы для нас значительно перевешивают минусы. Трудности можно разделить на две части: трудности с собственной организованностью и трудности с организацией сдачи экзаменов в школе. В первом случае трудно приучить ребенка и, главное, себя, к регулярным занятиям, выработать нужный режим, ведь кроме учебы есть еще кружки, прогулки, мои дела, другие дети. Во-вторых, важно найти школу, где пойдут навстречу. Плюсы для нас такие: относительно много свободного времени, возможность ходить на дополнительные занятия в удобное для нас время, в первой половине дня. Возможность изучать предметы в своем темпе. Я вижу, что легко идет, на чем стоит сделать остановку, есть возможность корректировать в каких-то рамках программу, дополнять ее. Много самостоятельной работы ребенка: он сам учится работать с учебниками, дополнительной литературой, учится понимать, что от него требуется.
«Я не являюсь сторонником домашнего образования. Я за школу и коллектив. Вся эта система домашнего обучения может быть с легкостью подвергнута сомнению»

Мы стараемся заниматься в первой половине дня, обычно четыре-пять дней в неделю. Некоторые предметы изучаем каждый день, такие как математика, русский, тут важна постоянная тренировка. Другие, такие, как чтение и окружающий мир, изучаем блоками и сдаем. Гуманитарные предметы у дочери идут лучше, она с удовольствием по ним идет вперед по программе. Мы занимаемся по учебникам и пособиям, которые рекомендует наша учительница, иногда что-то незначительно меняем, но в целом наша программа нас устраивает. Дополнительные материалы берем в библиотеке или в интернете.

Легализация домашних школ в США началась только в 80-х годах XX века. Во многих американских штатах шла настоящая битва за легализацию домашнего обучения: в Колорадо, например, долгие годы получить разрешение на домашнее обучение было почти невозможно.

Как я поступлю с младшими детьми? Пока не знаю, у нас еще два года впереди. Но склоняюсь продолжать домашнее обучение, пока дочь не сможет сама выбрать интересную ей школу и ездить туда. Если этого не будет, если она не захочет учиться в школе, буду учить дома до конца школы. Остальных детей пока планирую обучать так же, я с ними все равно занимаюсь, наши занятия просто плавно перетекут в школьные. Вместе нескольких детей вполне можно обучать. Большинство семей, практикующих семейное обучение, имеют несколько детей. У моего знакомого, благодаря которому я решилась на домашнюю учебу, к примеру, четверо.

Мне хотелось бы, чтобы школа не сказалась на психике ребенка отрицательно, чтобы не отбила желание учиться, такое бывает не всегда, но бывает, и заранее понять, как у ребенка сложатся отношения со школой нельзя. Сейчас у дочери к школе довольно позитивное отношение. Мне кажется, что гораздо сложнее обучить сразу 30 человек, чем одного. Также меня не устраивает в школе, что на нее уходит очень много времени, ребенок проводит там полдня, причем первую, самую плодотворную половину дня, а приходит уставший и часто не сильно обремененный новыми знаниями. Кроме того, в наших школах, честно признаться, не очень хорошо кормят, дети мало двигаются, проводя почти все время в сидячем положении, что плохо сказывается на их здоровье. Большая часть детей к окончанию школы значительно ухудшает свое здоровье. Не всегда радует и отношение к детям учителей.

В моей семье все поддерживают мой выбор и стараются помочь нам с дочерью, в том числе старшее поколение, от которого я сама такой поддержки не ожидала. Так что наш опыт семейного обучения — крайне положительный.

А как вы относитесь к домашнему образованию? Стали бы учить ребенка дома?