«Теории и практики» продолжают публиковать монологи преподавателей и кураторов новых учебных тем на «Стрелке». Дэвид Эриксон занимался культурными и бизнес-трансформациями на основе клиентоориентированных стратегий, основал школу Hyper Island, работал в Vodafone и Yota Group, а затем решил поделиться полученным опытом, курируя тему «Горожане как потребители».

Мое знакомство с Россией началось всего год назад, так что преподавание на «Стрелке» открывает передо мной возможность исследовать как страну, так и ее столицу. Хотя мой папа архитектор, сам я этой темой никогда не занимался — это новая территория, новая сфера интереса, настоящее захватывающее приключение.

Сегодня очевидно, что архитектура создает новые направления для развития виртуального мира. Поэтому хочется понять, как комбинировать цифровое пространство и материальное, чтобы улучшить качество жизни людей. Как мы можем упростить то, что сейчас является сложным? Дополнить человеческий опыт, усилить ощущения от взаимоотношений, от работы и всего остального, что составляет нашу жизнь, комбинируя эти два вида пространства.

Самое увлекательное то, что пока никто не знает ответов, а категории «хорошо» и «плохо» здесь пока просто отсутствуют. А значит, наша работа окажется частью процесса созидания чего-то совсем нового. «Стрелка» — очень подходящее место для такого прорыва, поскольку она занимается не просто тем, что актуально для России, но и для любой другой страны.

**Директор образовательной программы Юрий Григорян:** «В этой теме мы попытаемся поставить потребности человека в центр, посмотреть на происходящее не глазами автора, а глазами потребителя, которому адресован этот город, который тут живет, — и понять, чего он на самом деле хочет. Эта тема может перевернуть с ног на голову представления и архитекторов, и дизайнеров, и вообще всех людей, которые занимаются изменением города.

Мой профессиональный опыт связан с работой в области коммуникации, медиа и дизайна, — там есть много интересных прогрессивных исследований и концепций, которые еще не попадали в зону архитектуры. В названии темы специально использовано слово потребитель, а не пользователь, например. Так сразу становится понятно, что будут использоваться теории из мира бизнес-моделирования. Впрочем, в результате мы должны оказаться на пересечении наук. Основная цель нашей группы — воспользоваться уроками различных областей знаний. Поэтому я надеюсь на взаимодействие с другими группами, однако, этого сейчас не предскажешь.

Я люблю эксперименты с учебными методиками и привык использовать новые исследовательские техники. В нашей студии мы будем пытаться понять как саму тему, так и разобраться со способами ее изучения. Для этого, конечно, потребуется большой теоретический корпус знаний, но это не значит, что придется лишь сидеть за книгами. Будут и дискуссионные группы, и интервью во всяких нетрадиционных вариантах, этнографические наблюдения. Нам придется наблюдать среду обитания клиента, чтобы в итоге добраться до него настоящего, его реальных потребностей. То есть, речь идет именно о качественном подходе, подразумевающем контакт с людьми. Нужно понимать, что клиентоориентированный подход не подразумевает попытки спросить человека напрямую о том, что ему надо — это слишком поверхностно. Зачастую люди не знают своих желаний, пока не увидят «то самое». Вот почему надо проникнуть в их сознание, в мысли и сердца. Я рассчитываю получить реальные проекты, концепты и манифесты, предлагающие решения, способствующие тому, чтобы среда, создаваемая для горожан, соответствовала их ценностям и требованиям к жизни в мегаполисах. Хочется, чтобы мы придумали нечто провокационное по смыслу, инновационное и волшебное.

В нашей теме интересно еще и то, что с одной стороны очевидна уникальность Москвы, с другой — самое замечательное во всем этом, то, что мы говорим о людях. А если добраться до их сокровенного, то там не так много различий заложено, вне зависимости от географической или национальной принадлежности. Проникая в эти глубины, мы, собственно, узнаем про себя самих и про мир, в котором живем. Видим, за счет чего он формируется и как мы строим нашу жизнь. Причем не только физически, как в архитектуре, но и ментально: построение отношений с другими, организация времени, выбор приоритетов: личных, семейных, важных для сообществ, к которым мы себя относим.

Текст подготовила Мария Фадеева.

Читайте также:


Интервью с Михаэлем Шиндхельмом, куратором темы «Контент» на «Стрелке»