Иллюстрация: Максим Чатский

Иллюстрация: Максим Чатский

Бывает, что изображение на фотографиях съезжает, и на картинке получается совсем не то, что вы собирались сфотографировать, а сцена из «Экзорциста».
Эффекта роллинг-шаттер можно получить, если двигать предмет во время сканирования, только вместо диафрагмы у вас лампа сканера. Из сканера некоторые умельцы делают фотоаппараты.

Чтобы разобраться, как получается роллинг-шаттер, стоит описать устройство цифровой камеры. Самым распространенным типом матрицы в фото и видеокамерах сейчас является CMOS-матрица. Она состоит из миллионов маленьких светочувствительных элементов — фотодиодов. Они могут превращать свет в ток, который потом преобразуется в цифровую информацию — в пиксели на картинке. Перед каждым светочувствительным элементом стоит красный, синий или зеленый фильтр. Фотодиод собирает информацию только о яркости, а не о цвете. То есть, он буквально говорит: я пиксель с зеленым фильтром (проходят только длины волн, соответствующие зеленому цвету), яркость на мне такая-то. После этого процессор в камере анализирует все сигналы с фотодиодов трех цветов и собирает окончательную картинку, которая и записывается на карту памяти.

При этом сигнал считывается с матрицы строка за строкой, поэтому между считыванием первого и последнего элемента проходит некоторое время. За это время объект перед камерой уже может сместиться. Поэтому, когда мы снимаем, например, быстро движущуюся машину, то первой считается информация о ее крыше, и пока считывание дойдет до ее колес, они уже успеют немного проехать. Для медленно движущихся объектов этот эффект почти незаметен, но если предмет движется достаточно быстро, то искажения могут быть самыми впечатляющими. Это и есть эффект роллинг-шаттер.

Some rights reserved by Jason Show

Some rights reserved by Jason Show

Сочетание роллинг-шаттер эффекта и короткой выдержки особенно сильно искажает колебания:

stunning bass-string shot from urbanscreen on Vimeo.

Для устранения этого эффекта надо либо увеличивать скорость, с которой считывается информация, что технически сложно, либо убирать роллинг-шаттер при пост-обработке.

Самое удивительное, что от подобного же искажения страдали и ранние пленочные камеры. Что прекрасно заметно на этом известном кадре Жака-Анри Лартига.

В камере Жака-Анри установлен фокальный затвор: это значит, что при короткой выдержке пленку засвечивает движущаяся щель между шторок, которые закрывают пленку от света. И хотя света попадает на пленку мало (соответствует быстрой выдержке), само прохождение этой щели над пленкой может занимать некоторое время. Пока щель дошла от низа колеса до его верха, колесо уже проехало вправо — отсюда такой наклон. При этом, видимо, фотограф вел камерой за машиной, поэтому люди наклонены влево.