«Теории и практики» продолжают публиковать монологи преподавателей и кураторов новых учебных тем на «Стрелке». Карло Ратти — практикующий архитектор из Турина, который много времени проводит в Бостоне. Именно там находится MIT, в котором Ратти ведет студию Senseable Сity. Так же будет называться и тема, которую он предложил для преподавания на «Стрелке».

На сегодняшний момент в архитектуре куда важнее смотреть в будущее, чем в прошлое. Мне захотелось стать частью происходящего на «Стрелке», потому что там так и делают.

Название Senseable произведено из двух слов: sense (чувствовать) и able (обладать способностью). Сегодня мы можем измерять различные процессы, происходящие в городе, миллионами сенсоров разных коммунальных систем и мобильных сетей. Получается своеобразный компьютер на открытом воздухе, данные которого можно считать, а затем актуализировать, так или иначе использовать. Однако, пока их редко сопоставляют, а многие данные просто никто не использует.

**Директор образовательной программы Юрий Григорян:** «Для нас это новый взгляд на цифровое будущее города. Интереснейший вызов — ответить на вопрос, может ли город отчасти управляться машиной или нет? Могут ли процессы, происходящие в городе, частично быть связаны с компьютерным миром, может ли такое взаимодействие быть успешным?

Любопытные изменения произошли в гонках «Формулы 1» за последние 2 декады. Раньше, если ты хотел победить, то находил хороший бюджет, тратил его на хорошего пилота и качественный болид. Если они оказывались достаточно хороши, то выигрывали гонку. Теперь же для этого нужны мониторы, демонстрирующие все в реальном времени, несколько тысяч сенсоров, собирающих данные с элементов болида и передающих информацию в систему, которая затем внесет изменения в управление машиной. Инженеры назвали бы это системой управления в реальном времени. Сейчас эти технологии входят в нашу жизнь.

Летом Паола Антонелли, куратор отдела дизайна Нью-йоркского музея современного искусства, организует выставку «Говори со мной», посвященную тоу, как предметы вокруг нас, наша среда начинает говорить с нами. В конечном счете, каждый атом станет сенсором и обработчиком информации. Это принципиально меняет способы взаимодействия с людьми и окружающей средой. Такое воплощение мечты Микеланджело, который рассказывал, что когда закончил работу над статуей Моисея, то взял в руки молоток и кинул в свою работу. Отметину можно увидеть на колене скульптуры. Он кинул его и закричал: «Почему ты не говоришь?!».

В ходе обучения я предложу студентам попытаться найти новые инновационные способы описания города, используя возможности новых медиа, весь спектр информационно-коммуникационных технологий, возникших в последние 20 лет и глубоко проникших в нашу жизнь. Как один из примеров такого подхода по освоению городского пространства при помощи новых медиа могу назвать фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Тут интересно то, что речь идет о том же самом московском контексте, но 80 лет спустя.

В Москве мы будем работать по той же методике, что и со студентами в MIT. Но все же это будет специальный проект именно для российской столицы, хотя и с той же идеологической основой. Работа в группе на «Стрелке» будет синхронизирована с происходящим в бостонской студии, так что мы станем единой командой. Студентам придется много читать, в то же время они будут изобретать доселе не применявшиеся способы изучения московской жизни с тем, чтобы предложить какие-то практические интервенции в существующую среду.

Креативность учащихся здесь очень пригодится, поддержать же ее поможет технологическое оборудование — вроде 3D-сканеров. Я надеюсь, что в итоге у нас получится много перспективных проектов. Потому что в ближайшие годы расширение архитекторского инструментария за счет новых медиа, безусловно, станет очень важным фактором развития профессии. И я вижу большой инновационный потенциал именно в московской реальности.

Текст подготовила Мария Фадеева.

Читайте также:


Интервью с Михаэлем Шиндхельмом, куратором темы «Контент» на «Стрелке»

Интервью с Дэвидом Эриксоном, куратором темы «Горожане как потребители» на «Стрелке»