Студенты, которые учатся в других странах, рассказывают, в чем разница между образованием в России и за границей.

Анастасия Емельянова, 25 лет


— Где, чему ты учишься, как давно?

— В данный момент я провожу исследование в Яса (IIASA) — международном институте прикладного системного анализа. Тут занимаются исследованиями глобальных проблем, которые не могут быть решены усилиями лишь одной страны: демографических, климатических, энергетических, экологических, экономических и других. Моя программа — народонаселение и демографические изменения, с уклоном на поиск путей стабильного развития популяций. Институт расположен недалеко от Вены, в Лаксенбурге, во дворце — летней резиденции бывших австрийских королей.

Кроме красивого парка, Яса отличается тем, что это прекрасное место для проведения какой бы то ни было работы. Здесь я на три месяца, так как участвую в YSSP — летней программе для молодых ученых. Каждый год около 50 начинающих ученых со всего света прибывают в сюда на лето, чтобы продвинуться в своем исследовании с помощью опытных супервайзеров, обменяться знаниями, внести свой вклад в работу института и приобрести не только новые знания, но и множество новых друзей и коллег. Я очень горда, что посчастливилось быть в их числе в этом году.

— Ты училась в российском вузе? Какие воспоминания?

— Конечно, я училась в российском вузе. Первая квалификация — специалист по социальной работе, которую я получила в своем родном городе Архангельске, в Поморском Государственном Университете (ПГУ). Именно в те годы меня очень привлекли возможности обмена опытом за рубежом, и я занялась языком.

Затем подвернулся случай съездить на семестр по обмену в Университет Лапландии. Культурный шок, первые попытки учиться только на английском, международная студенческая среда со всеми вытекающими. Влюбилась в Финляндию так, что после окончания ПГУ поступила в финскую магистратуру, на этот раз в Университет Оулу, в центре страны, на международную программу по приполярному здоровью и благополучию населения, совместную с рядом вузов из северных областей России, Канады, Швеции, Дании и других стран. Изюминка программы была в том, что это был пилотный проект, 11 студентов из разных стран. Главное, что мы изучали — это арктические вопросы благополучия людей, проживающих в столь экстремальных условиях — интерес к арктической тематике действительно переживает настоящий бум в последние годы. Много курсов было онлайн, что позволило начать трудовую карьеру в родном ПГУ уже в качестве преподавателя и тьютора магистратуры факультета социальной работы.

В то же время были возможности пройти ряд курсов за границей: так, например в 2009 году побывала на Мальте, в Международном институте изучения старения, в 2010 — в Копенгагене в Летнем институте исследования приполярного здоровья. Эти семь лет были бесценным опытом, становлением меня как профессионала, и могу оценить обучение в российском и финском вузах как один из самых важнейших и интереснейших периодов жизни, воспоминания самые теплые, хотелось бы многие моменты пережить снова.

— Где ты сейчас живешь?

— Живу в Вене, в так называемом guest house — месте, которое по сути является общежитием, но которое довольно сложно назвать таковым, так как стало настоящим домом. Основные жильцы — студенты-докторанты из разных учебных заведений Вены. Мы живем вдвоем: я и Даниэль из Калифорнии, тоже YSSP студентка. Условия отличные, отдельная кухня, душ, туалет, просторная комната со всей необходимой мебелью, никаких критичных комментариев нет. Немного далековато до Ясы — тратим примерно 50 минут, чтобы добраться до места, так как замок находится за городом, зато близко до центра Вены, что тоже немаловажно.

Именная стипендия Петра Авена, которую получила Анастасия Емельянова, присуждается студентам за особые успехи в обучении. Петр Авен — российский предприниматель, владелец компании «Альфа-групп». Обладая личным состоянием $4,5 млрд, в 2011 году он занял 28 место в списке 200 богатейших бизнесменов Росcии по версии журнала Forbes.

— Какие бонусы дает статус студента?

— Скидки по всей Европе, огромное количество возможностей получить новые знания, чувство того, что много интересного происходит и еще много впереди.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— Мой проект здесь ограничен трехмесячным сроком, тематика крутится вокруг измерения старения населения России в региональном разрезе, с оценкой северной специфики. Ученые Яса разработали совершенно новые подходы к метрике старения населения, поэтому старательно перенимаю опыт и смотрю результаты и различия со старыми подходами в рамках российской части Арктики.

— Как успехи?

— Сложный вопрос, хорошо бы спросить моего супервайзера. Хотя не думаю, что он будет ругаться — мне очень повезло, мой супервайзер самый добрый из всех тут. Его зовут Уоррен Сандерсон, это очень опытный американский демограф, профессор Стони-Брукского университета Нью-Йорка. Конечно, хотелось бы большего от себя, больше часов в сутках, больше времени на науку, потому что здесь в Вене довольно-таки много других соблазнов для молодежи, у нас большая культурная программа, много путешествуем. Но, в целом, думаю, все неплохо.

— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.

— Процесс обучения похож по распорядку на обычный рабочий день, конечно не такой строгий. Приезжаем утром, есть свой кабинет, место, компьютер и все необходимое. Вечером домой, есть время поговорить с друзьями и родственниками из России, зайти на чай к соседу, порепетировать какие-нибудь выступления на очередной национальный день или просто погулять по магазинам. Мультикультурная среда института диктует свои правила, очень интересные на мой взгляд: по ходу лета представители каждой страны или сообщества проводят свои национальные праздники-пати. Были и азиатские, и американские, африканские и другие дни. Я принимала активное участие в организации Славянского дня.

— Какое самое главное знание или умение, которое ты получила в процессе обучения?

— Участие в каждом международном проекте, особенно в таком как YSSP, — шажок вперед дальше в карьере и знаниях, это как складывать кирпичики стены своего жизненного пути и благополучия. Очень увлекательно. Никогда не знаешь, куда тебя заведет очередная поездка в плане новых проектов, идей и единомышленников.

— Дорого жить и учиться?

— Если по российским меркам, то конечно Австрия дорога. Но, побывав, например, в Швейцарии, я с радостью вернулась в «дешевую» Вену. В целом, на проживание здесь необходимо примерно 1500 евро в месяц. Моей российской зарплаты не хватило бы даже на пару недель, живу здесь с помощью стипендии — мне посчастливилось выиграть специальный грант Петра Авена для участия в программе. Он покрывает все расходы на перелеты, проживание, и даже остаются средства для путешествий по соседним странам Европы.

— Где будешь работать, когда выпустишься?

— Как уже говорила, работаю в Архангельске, также в академической среде, причем выполняю не только академическую, но и административную работу. По приезду вернусь уже в новый университет — Северный (Арктический) федеральный университет, надеюсь передать приобретенные знания студентам младших курсов. А также в планах продолжить обучение за границей в одной из докторантур — PhD-программ. Зимой я, кстати, уже пробовала первый раз подать на PhD, в Англию. Меня уже было приняли в Оксфорд, по крайней мере я была очень счастлива получить там место, но со стипендией сложилось не очень удачно, так что я решила ждать более подходящего случая. Вообще особых предпочтений нет, разве что желательна англоговорящая страна: все-таки начинать учить новый язык — ресурсозатратное предприятие. Важный критерий — хорошая команда исследователей, которые занимаются старением населения, также как и я. Это может быть университет или институт где угодно — главное, чтобы сильная команда. И чтобы стипендию или зарплату предоставляли, без этого никак. Я сейчас в процессе поиска новых программ, буду пробовать подавать документы везде, где более-менее подходят условия.