Студенты, которые учатся в других странах, рассказывают, в чем разница между образованием в России и за границей.

Виктория Казарлыга, 27 лет


— Где, чему и сколько ты училась?

— Я мечтала учиться на итальянской филологии в СПбГУ — почему-то решила, что, если я приеду, меня туда сразу возьмут. После второго экзамена я поняла, что шансов у меня ноль. Тогда почему-то решила поступать на испанскую филологию в РГПУ им. Герцена, но в итоге проучилась 4 года по специальности «зарубежная литература и английский язык». Затем я поступила в Университет Саутгемптона, где я закончила магистратуру по специальности «прикладная лингвистика и методология исследований». Сейчас я студент-докторант и учусь в Шербрукском университете, где пишу проект «Отношение к иностранному акценту в английском языке». То есть занимаюсь изучением языковой дискриминации.

— Почему ты переехала в Канаду?

— Мой молодой человек — француз. Ему предложили докторантуру в этом же университете. Мы познакомились еще в Саутгемптоне. Он занимается акустикой. Ему предлагали проекты и в Кембридже, и в Бельгии, и во Франции, и в Швеции, но он выбрал в Канаду. Я поехала с ним и там поступила в докторантуру.

— Расскажи о разных подходах к обучению в России, Англии и Канаде.

— Это чисто субъективное эмоциональное восприятие. В России я училась дольше всего — 5 лет. Для меня, человека, приехавшего из Эстонии, эта была условная заграница. В России преподаватели, как мне кажется, любят подчеркнуть, что ты стоишь на более низкой ступени. Есть некая бесправность студентов, которая мне не нравилась никогда. Ни о чем нельзя договориться. Нет дружеского отношения между преподавателем и студентом. Возможно, просто нашей группе не повезло и нам не удалось их выстроить.

5% от числа всех иностранных студентов в мире получают образование в Канаде. В Великобритании — 10%, а в США — 18%.

В Англии основная проблема в том, что университеты перешли на самообеспечение и все деньги, которые они получают, — деньги от иностранных студентов. Поэтому они заинтересованы только в иностранных студентах, приглашают их в таких количествах, что у них не хватает уже преподавателей. В Канаде у преподавателя 2-3 аспиранта, а в Англии — по 6-10 аспирантов и плюс еще магистры. У преподавателей не хватает времени уделить тебе внимание, уделить внимание твоему проекту. Если ты своего преподавателя увидел хотя бы один раз за год — ты уже счастлив.

В Канаде индивидуальный подход. Уже все готово, никуда не надо ходить, все тебе принесут. Если тебе какая-то нужна бумажка — они тебе тут же ее сделают. Но поступить туда очень сложно. Сложнее всего мне было поступить в канадский университет, но это еще было связано с тем, что мне нужно было сдавать французский язык, который я, на момент своего приезда в страну, не знала. Но когда ты поступаешь, отношение к тебе очень заботливое.

Мой научный руководитель пересылает мне письма: «Как дела? Чем ты занимаешься? Как идет проект?» То есть, они более в тебе заинтересованы. Но это связано с тем, что докторантов все-таки меньше — это уже другой уровень обучения. А еще профессора честные в Канаде. Они, если чего-то не знают, не будут придумывать, якобы они это знают, якобы они когда-то об этом читали, а теперь забыли. Они честно скажут в лицо, что об этом ничего не знают. И они тебя попросят об этом рассказать, представить материал. Мне эта честность очень нравится. Они никогда не будут тыкать тебе в нос — мол, я профессор, я все знаю. В Канаде они на равных и ты с ними на ты, что самое главное. Они просят переходить на ты, когда говоришь по-французски. Насколько я знаю, у них доходит до таких случаев, что студент посылает письмо преподавателю с просьбой написать кратко о том, что было на лекции, которую он пропустил. И преподаватели пишут.

— Опиши свой типичный учебный день в Саутгемптонском университете и университете Шербрука.

— Разница еще в том, что в магистратуре ты еще учишься, а в докторантуре ты только занимаешься своим проектом. В Саутгемптоне проснешься, первую пару прогуляешь, если она в 8 утра. Это было плохо, но мне приходилось. Плюс, я еще работала преподавателем английского языка для иностранцев и в городском муниципалитете — мне приходилось прогуливать достаточно часто.

Идешь на пару, сидишь там, смотришь и думаешь: «Да, это я уже проходила в России». Поэтому ничего не записываешь. Все это все равно будет в интернете, и ты надеешься, что когда-нибудь это перечитаешь (конечно же, этого никогда не происходит). Потом ты идешь на обед с друзьями, ешь, болтаешь. Обед длится час. Потом продолжаешь заниматься, сидишь на предметах с докторантами и пытаешься судорожно придумать, в чем заключается твоя магистерская, до последнего момента пытаешься придумать, о чем ты будешь писать.

В Шербруке профессор просил подумать о каких-то вопросах заранее, а занятия в докторантуре всего раз в неделю, но помногу часов. Они могут занять целый день, например, всю субботу или пятницу. Профессор просит подумать о каких-то вопросах, потом приходишь на пару, и вы это обсуждаете между собой в группах или с профессором. Но еще есть предметы, в которых работаешь с профессором один на один. То есть, он тебе задает какую-то литературу, ты ее читаешь, затем вы об этой литературе с ним говорите, о том, как можно эту информацию применить в моем конкретном проекте.

— Какое самое главное знание или умение, которое ты получила, обучаясь заграницей?

— Умение отстаивать свои права — это одно из самых главных умений. Понимание, где можно применить мою профессию, чего стоит моя профессия. Я бы не знала, как отстаивать свои права. Ну и конечно, английский язык — обучение там помогло мне улучшить мои навыки письма на английском. Канада мне помогла выучить абсолютно новый язык с нуля и на нем учиться.

— Существует стереотип, будто канадское образование хуже, чем американское, или английское. Он сильно распространен?

— Я живу в Квебеке — это франко-Канада, так что ничего не могу сказать про англо-Канаду. Во франко-Канаде университеты дают двойные дипломы. Например, университет, где я обучаюсь, дает два диплома — университета канадского и университета французского. У них это очень популярное веяние. Огромное количество студентов по обмену. У французов, если они едут стажироваться, то чаще всего в Канаду. Для Франции канадское образование так же ценно, как и французское. Оно абсолютно эквивалентно. А мое образование — английское, во франкоговорящем университете особо на него не смотрели. В Канаде в отличие от Англии не занижают оценки. Когда канадцы смотрели на мой диплом, полученный в Англии, они смотрели на меня так, словно я там дурака валяла. И я пыталась при поступлении объяснить, что в Англии система оценки другая. Учитывая, что я поступила, они, видимо, прониклись.

— Ты планируешь вернуться в Россию?

— Я в России жила только 5 лет. Я там училась, мое обучение там закончилось, поэтому вряд ли. Даже вернее, я думаю, что я не вернусь в Россию точно. Это в мои планы не входит. И в Канаде я пока тоже не планирую оставаться. Все зависит от работы, от того, где будет хорошее предложение, возможность работать. Мы вот планируем в Америке годик пожить. Но пока еще ничего не решено.