Режиссер Павел Бардин рассказал нам о разнице между «что» и «как».

Почему вы вообще пошли в кино? Родители повлияли?

Так случайно получилось. Хотя родители, конечно, повлияли. Могло все сложиться по-другому, и я был бы сейчас ночным сторожем, танцором или палеонтологом.

Вы же закончили МГУ и Высшие курсы сценаристов и режиссеров — довольны своим образованием?

Я очень доволен тем, что познакомился с замечательными, очень знающими и интеллигентными людьми, влюбленными в свою профессию. На журфаке это в первую очередь Анна Качкаева. ВКСР — Валерий Фрид, Александр Митта, Людмила Голубкина, Наум Клейман и многие многие другие.

Студент я был не самый лучший, поэтому претензии к образованию обращаю и в свою сторону. Есть реальная проблема: отсутствие нормальной практики, знакомства с производством, постоянных профессиональных тренингов. Если немедленно применять и проверять теоретические знания практикой — только тогда они становятся мощным инструментом. Пока что я вижу систему образования, при которой полученные знания превращаются в мертвый багаж, если обучающийся не найдет сам себе область их практического применения.

У нашего кинообразования куча минусов? Может, лучше сразу ехать в  New York Film Academy?

В Найфе дают ремесло. Можно отучиться и быстро получить профессию. Если есть возможность поехать и есть желание стать как минимум крепким ремесленником — надо ехать. У них больше упор делается на «как». У нас на «что». «Как» — это наука. «Что» — философия и метафизика. Что вам интересней и важнее — тому и учитесь. Образование — это не только ремесло. Еще это связи, культурный уровень, окружение, атмосфера.

Самые сильные кино-ВУЗы России.

Я не эксперт по кинообразованию и не знаю, что происходит в Питере, например. А большой и сильный — это синонимы? Вот ВГИК большой, а производит удручающее впечатление. Хотя хороших операторов я знаю только вгиковских. Я патриот ВКСР. Возможно, это иррациональное чувство.

Сейчас много говорят о тенденциях к самообразованию. Как с этим в киноиндустрии? Много самоучек?

Я считаю себя самоучкой, потому что 90% ремесленных навыков я получил, работая на площадке. Самоучек много. Самоучки — хорошо. Это энергичные, мотивированные люди. Образованщина — плохо. Это снобы, которые не хотят и не умеют работать.

Говорят, российское игровое кино сдвинулось с мертвой точки. А что с документальным?

Документальное кино сейчас живее всех живых. Просто надо привыкнуть, что оно живет в телевизоре, мутирует и принимает дикие и завораживающие формы. Мне нужно настоящее социальное 100% достоверное документальное кино. Про шахтеров в Междуреченске или про войну с Грузией. Я бы и в кинозал сходил по такому случаю.

Вы же, вроде, сами собирались документалистикой заняться? Передумали?

Мне интереснее не фиксировать, а выдумывать. Но я от дока не отказываюсь.

Наш лучший документальный фильм и режиссер.

Мне Дворцевой очень нравится. Имена Ромма, Подниекса и Франка в последние несколько лет постоянно всплывают в разных разговорах. Фильм «На 10 минут старше», например, постепенно осознается как родоначальник целой киноидеологии.

Наше документальное кино, какое есть, оно актуальное? Должно быть актуальным?

И может, и должно. Это не обязательно кино о том, что происходит именно сейчас. Может быть очень актуальное историческое документальное кино.

Как снимать актуальное доккино, если за период съемок фильма ситуация может сто раз поменяться?

Меняется отношение к фактам. Факты подтасовываются. Но сами факты не меняются. Поэтому очень важно фиксировать факты, подлинное документальное кино — опасный враг политтехнологов, которые перекраивают историю по своим лекалам. Очень важно вовремя фиксировать факты, создавать кинодокумент. Многих интереснейших и драматичных моментов новейшей истории России нет на пленке.

Чего не хватает нашей документалистике?

Правды. Чувства меры.

Все эти разговоры об этике документального кино. Все можно снимать?

Снимать можно все. Вопрос: зачем? Нет запретных тем. Есть формы, которые недопустимы, например, в общедоступном телевещании. Хотя порнография наверняка менее опасна, чем некоторые поделки от Первого, НТВ и Рена. Я не стал бы снимать шарлатанские фильмы про заряженную воду и астральное карате секретного спецназа. Хотя когда-то подобные опыты были. Про «плохих» березовских и саакашвили тоже не стал бы снимать.

А есть еще псевдодокументалистика. Что вы о ней думаете?

Если псевдодок манипулирует фактами, преследуя какую-то выгоду, думаю, что это уголовно наказуемое деяние. С помощью мокьюментари можно и биржу потрясти и выборы выиграть. Если мокьюментари — это провокация, требующая от зрителя мыслительных усилий, я за.

Вас пречисляют к новому поколению российских режиссеров. Следующее поколение наступает на пятки?

Я сам себя ни к кому не причисляю. У нас нет конкуренции талантов и проектов. Есть конкуренция административных ресурсов. А в этой борьбе поколений нет. Каждый сам за себя.