Есть бытовое представление, о том, что такое феминизм — в широком смысле слова, это движение за уравнение прав и свобод полов. Но судя по тому, как респонденты простого студенческого опроса теряются в попытке ответить на вопрос «Что это такое?», можно сделать вывод, что это понятие потеряло свой первоначальный смысл. Как и соответствующее движение, юридически добившись тех самых прав и свобод, перестало быть значимым.

LGBT – аббревиатура для lesbians, gays, bisexuals, transgenders. С середины 90-х появилось понятие LGBT studies – это *исследования*, изучающие эти субкультуры, ценности и установки их представителей, то, как они могут входить в конфликт с их другими социальными ролями.

Феминизм в науке развивался так: в 50-е годы любознательные американские студентки задались вопросом, почему женский мир практически не представлен в современной им социологии. Все классики социальной науки были мужчинами, все общественные явления в их теориях рассматривались исключительно с «мужской» точки зрения. Поэтому первые феминистские исследования были эмпирическими: девушки начали активный сбор и накопление информации о женщинах и женском опыте. Правда, не подогнав под это дело теоретической базы, они продолжали исследовать себя с «мужской» точки зрения.

Через 10 лет появился радикальный феминизм, когда другие любознательные студентки сказали: весь аппарат социальных наук придуман учеными-мужчинами, так что с его помощью нельзя получить достоверные знания об опыте женщины.

Популярные ученые феминистского направления вроде Дороти Смит и Донны Харауэй предложили более мягкий и рефлексирующий вариант. По их мнению, женский опыт может понять и мужчина, но только при условии постоянного самоконтроля и концептуализации собственной исследовательской позиции.

Так, в феминистский дискурс вводили все новые и новые различия, к полу уже мало привязанные. Вырисовалась постмодернистская феминистская мысль: никакой «женской позиции» в общественных науках нет. Женщина бывает черная и белая, богатая и бедная: расовые, классовые, возрастные и культурные различия преобладают над общим знаменателем — полом.

Самый популярный сегодня постмодернистский подход предложила Джудит Батлер. Совершенно в духе Фуко, она заключила, что дихотомия «мужское-женское» является социальной конструкцией на основе физической разницы полов. Таким образом, целью феминистской теории является не формирование своей особой «женской» точки зрения, а разоблачение этого процесса надстройки новых сущностей.

Что мы имеем сейчас: феминисты изучали женщин, LGBT изучали проблемы геев, а теперь они объединились и показывают, насколько вообще понятие гендера социально сконструировано.