Виртуальные примерочные, собственный кассир в айфоне, стикеры для покупок, смартфон для шоппинга и QR-магазины — все эти продвинутые технологии шоппинга используются прямо сейчас. «Теории и практики» и MasterCard собрали самые интересные идеи для покупок будущего в одном обзоре.

В этом ролике две детали символизируют инновации: виртуальная примерочная и бесконтактная система оплаты. C примерочной связано несколько интересных проектов, которые шифруются аббревиатурой AR (Augmented reality) и обещают в дальнейшем стереть границу между виртуальным и реальным шоппингом. Традиционно AR-проекты адресуются любителям смартфонов: так, например, если в вашем телефоне установлено приложение NRU (что должно читаться как Near you — неподалеку), то где бы вы ни оказались, вы сможете быстро найти магазины и рестораны поблизости, а заодно узнаете об их ценовой политике.

Другое приложение, Foodtracer, может распознать продукт в супермаркете и рассказать о нем много интересного: не привезен ли он в страну контрабандой, насколько экологичен и не использует ли его производитель непереработанную бумагу. После этого приложение сравнит искомый продукт с соседями по прилавку и вынесет вердикт относительно того, стоит ли тратить на него деньги или лучше воздержаться.

Motorola разработала многофункциональный смартфон Scan It, который посчитает общую сумму покупки, предложит купон на скидку, поможет связаться с продавцом и в перспективе может оставить кассира без работы. Кассиров это огорчает, а вот администрацию магазина нет: покупатели, использующие этот гаджет, тратят на 10% больше.

Идея покупок без очередей тоже имеет вполне реальное воплощение — благодаря технологии MasterСard PayPass. Вся информация о счете клиента размещается в крошечном чипе с радиоантенной, что позволяет не тратить время на прокатывание карты через ридер. Если сумма покупки не превышает 1 000 рублей, то вводить PIN-код или подписывать чек не требуется: надо просто поднести карту к специальному считывающему устройству на кассе — и совершить покупку в одно касание. Такие карты уже выпускают Райффайзенбанк, Московский Индустриальный и Альфа-Банк.

В ближайшем будущем появятся стикеры с функцией MasterCard PayPass: их можно будет приклеить на мобильный телефон, наручные часы, брелок или любые другие предметы, которые вы носите с собой.

Здесь же можно упомянуть кассы, разработанные Apple, — планшеты, считывающие информацию с кредитных карточек. Все идет к тому, чтобы в дальнейшем расплачиваться за все телефоном: так, например, компания Starbucks уже сделала шаг в этом направлении — считывающее устройство в кафе распознает штрих-код в телефоне, который в свою очередь связан с номером подарочной карточки и ее балансом.

Корейские виртуальные магазины производят впечатление наиболее масштабных проектов, ориентированных на владельцев смартфонов. В борьбе за потребительский рынок Tesco решил внедрить виртуальные супермаркеты в ежедневную жизнь. Дисплеи в метро воспроизводили прилавки продуктовых магазинов, а изображенные на них продукты были снабжены QR-кодами. Все вместе выглядит заманчиво: ты спускаешься в метро, проходишь мимо изображения яблока на дисплее, вспоминаешь, что дома яблоки как раз закончились, фотографируешь QR-код, и фрукты едут к тебе домой, пока ты до него добираешься.

Пока корейцы создают виртуальные магазины, менее радикально настроенные немцы используют технологии AR для того, чтобы оптимизировать существующие. В «магазине будущего» в Рейнберге установлены умные весы, тележки снабжены навигаторами, повсюду в залах устройства, которые разрабатывала IBM.

Закончить этот обзор можно проектом, с которого обзор и начинался — симпатичной виртуальной примерочной с простой конструкцией. Возьмем зеркало и добавим видеокамеру с детектором движения. На зеркало проецируется одежда, а детектор движения связан с виртуальным меню и позволяет добавить интерактивности — например, примерить размер поменьше или поменять картинку на футболке.

Пока еще программа далека от совершенства и не может показать, как одежда будет сидеть на конкретной фигуре, скорее примечателен сам факт, что вскоре, возможно, нам не придется выходить из дома, чтобы примерить одежду.