От того, как будет выглядеть транспорт, зависит, как будет выглядеть окружающий мир. Самый простой пример этому — изменение структуры города, которая с каждым днем усложняется. «Теории и практики» и MasterCard собрали самые интересные идеи транспорта будущего в одном обзоре.

Городское пространство может меняться и дальше — в строну живого, интерактивного пространства. Датский архитектор Бьярке Ингельс предлагает смешать поверхность города с информацией, энергией и светом, что сделает городское пространство эластичным и пластичным по отношению к изменениям городской жизни. Анимированная поверхность дорог будет показывать все предстоящие в городе перемещения. На практике это выглядит так: площади, тротуары и дороги превратятся в программируемую поверхность, которая будет менять свой цвет в участках, по которым в ближайшее время проедет автомобиль. В зависимости от интенсивности движения функция улицы и ее ширина будет меняться, например, растягиваясь в часы пиковой транспортной нагрузки и потом сжимаясь. Этот проект может быть реализован к 2030 году.

Другой проект, менее масштабный, но также направленный на оживление городской среды, связан с анимированием пешеходных переходов. Зебра станет более удобной для пешехода, который редко придерживается ее четких границ, а также будет подсвечиваться зеленым или красным светом — в зависимости от того, можно ли в данный момент переходить дорогу.

Работа с городским пространством включает в себя также переоценку использования земли, на которой располагается транспортная инфраструктура — для разных городов на нее приходится от 20 до 50% городской площади, это огромная территория, и далеко не всегда она используется эффективно. Уже существующая на ней инфраструктура может быть легко трансформирована в более симпатичную среду: парки, кафе и другие публичные пространства.

Что касается собственно транспортных средств, то на рынке могут появиться радикально новые товары, например, джетпэки — реактивные ранцы, которые мы впервые увидели в фильмах про Джеймса Бонда, а в скором времени сможем приобрести и летать со скоростью 100 км/ч.

Существующий транспорт станет удобнее и экологичнее. Команда MIT под руководством Карло Ратти разработала электрическое колесо, которое можно будет прикрепить к любому велосипеду. Батарея колеса будет заряжаться, пока вам легко крутить педали, и расходоваться, когда вы едете в горку. Скорость вращения колеса будет регулироваться через специально разработанные для айфона программы, которые добавят велопрогулке интерактивности: покажут, кто из ваших друзей катается поблизости, в хорошей ли вы физической форме сегодня и какую пользу окружающей среде вы принесли.

Не исключено, что в будущем закончится эра велосипедов из металла, и на смену им придут разноцветные велосипеды из переработанного пластика, которые придумал Dror Peleg. На этом прогресс не останавливается: он приближает нас к мечте любого лентяя о велосипеде, колеса которого можно будет заставить крутиться силой мысли, что реализуется в конкретном проекте за счет шлема с ЭЭГ-датчиком на голове.

Пока молодые дизайнеры и серьезные компании заново изобретают велосипед, Aerobus разрабатывает концепцию бионического самолета, в котором отменят кастовое деление на пассажиров первого и второго классов, а вместо этого будут играть в гольф или располагаться в своих креслах, которые смогут делать акупунктурный массаж. Тот, кто выберет последний вариант, сможет любоваться звездным небом над головой — вся верхняя часть салона будет представлять собой огромную панораму. Корпус самолета сможет распознать пассажира по прикосновению руки и поможет ему ориентироваться в салоне. Сам самолет будет летать без пилота, а развлекательные экраны будут использовать в качестве источника энергии тепло, которое вырабатывают тела пассажиров.

Машинам будущего водитель тоже не потребуется — чем дальше, тем больше производится тестирований автономных автомобилей, снабженных искусственным интеллектом — например, Google-мобиль. Умные машины разрабатываются еще с 1992 года и пока благополучно выдерживают все испытания, но не могут быть внедрены в настоящее время, поскольку их система безопасности, достаточно успешная на ровных тестовых трассах, пока не способна учесть все нюансы большого города и предусмотреть все возможные случайности.

Другой линией развития автотранспорта может оказаться заданное MIT направление: водитель остается на своем месте и осуществляет управление машиной, но сама машина становится более компактной и экологичной. Машина будущего — «Ситикар» — работает на электрическом двигателе, не расходует энергию, пока стоит в пробках, складывается, раскладывается и может крутиться вокруг своей оси. Ее дизайн стремится к тому, чтобы повторить успех Apple: нравиться всем и в дальнейшем превратить автомобиль в отдельную товарную категорию. «Ситикар» поддерживает проект car-sharing, предусматривающий поочередное или совместное использование автомобилей, которое можно сравнить с использованием тележек в супермаркете.

Оплачивать проезд в транспорте привычным образом мы тоже скоро перестанем: вместо того чтобы стоять в очереди за билетом, можно будет просто приложить к терминалу карту или любое устройство с технологией MasterCard PayPass. Уже сегодня таким образом можно попасть в Нью-Йоркскую подземку, паром в Стамбуле или автобус в Ливерпуле.
Проект car-sharing реализуется уже сегодня с привычными нам машинами и находит своих приверженцев в Европе, США и Канаде. Была предпринята попытка адаптации проекта к системе городского такси: приложение Wheels разработано для того, чтобы найти себе попутчика. Эта практика должна была в теории приносить пользу как пассажиру, так и городу — траты на проезд, вред, наносимый окружающей среде — все делится на количество пассажиров. Однако практика пока не прижилась: люди попросту не хотят делиться с другими свободным пространством в машине, это связано с тем, что когда мы ловим такси, а не маршрутку, мы рассчитываем на определенный уровень комфорта.

Изменения коснутся также и железнодорожной системы сообщения: причем, как и у предыдущих проектов, основные метаморфозы направлены на развитие скоростных и экологических характеристик. Компания Hassell нарисовала проект высокоскоростного поезда, который напоминает корабли из Star Track. Преимущества таких поездов — высокая скорость и минимальный вред, наносимый окружающей среде: выброс углекислого газа будет в три раза меньше, чем у любой машины.