Каждые три месяца Гарвардский Университет выкладывает несколько из своих недавно оцифрованных архивов в сеть. Недавно открытые материалы были посвящены американскому бизнесу и торговле. Погубившие душу богачи со старых голландских офортов, американские рекламные открытки и феминистское движение — T&P представляет подборку для тех, кому экономическое развитие мира интересно с самых разных сторон.

Служители Мамоны


«Деньги и совесть» — название уникальной коллекции гравюр и литографий библиотеки Гарвардской школы бизнеса, просмотр которой особенно актуален в преддверии очередного финансового коллапса. Старые фламандские мастера и французские газетные карикатуристы ХIХ века использовали разные техники для изображения негоциантов своего времени, но и те и другие задавались одним вопросом: неужели, разбогатев, можно остаться хорошим человеком?

Баннеры ХIХ века


Развитие экономики США и широкое распространение новых способов цветной печати привело к тому, что в 1880-е годы даже крохотные фирмы стали выпускать рекламные открытки. На первый взгляд незатейливые, эти карточки могут не на час оторвать вас от рабочих дел: взять хотя бы мыло Soapine, способное отмыть кита добела, или только что появившиеся в продаже консервы, спасающие странников от голодной смерти. Рекламное путешествие, правда, придется осуществлять в общей гарвардской базе картинок, поэтому в поисковике лучше не забыть отметить, что вы ищете именно trade cards.

Женская доля


Гендерной тематике посвящены два новых университетских портала. В первом из них поэтапно восстановлена история женского образования в Гарвардской школе бизнеса — каким бы странным ни казалось это сегодня, но совместное обучение по программе MBA началось только в 1963 году. Прослушав интервью с первыми студентками, можно узнать, как некоторые из них смогли получить стипендию и каково им пришлось потом на практике.

Второй из недавно открытых ресурсов посвящен вопросу женского труда в Америке в период от начала ХIХ века до времени Великой депрессии. Здесь интереснее всего искать материал в тематических подборках: например, в разделе «Гигиена и домашнее хозяйство» есть фотографии первых уроков по стирке, выдержки из женских журналов столетней давности и ссылки на всю полезную литературу.

Человеческий фактор


В начале 1930-х годов гарвардский преподаватель статистики Дональд Дэвенпорт вдруг понял, что его студенты очень смутно представляют себе, как устроена работа на производстве. Чтобы подготовить для них иллюстративный материал, он направил письма в ведущие американские компании с просьбой прислать фотографии из цехов. Через пару месяцев на его столе оказалось 2000 снимков, среди которых были работы известных фотографов Льюиса Хайна и Маргарет Бурк-Уайт. Возможно, именно их талант позволил будущим менеджерам увидеть в рабочем классе не безликое продолжение машин, а настоящих людей. До сих пор эти фотографии, отслужившие свою практическую роль в кейсах по управлению персоналом, напоминают о романтической эре становления американской промышленности и о вечной важности роли человека.