В начале года в «Теориях и практиках» появилась статья о наиболее заметных интернет-проектах последних лет. Спустя полгода T&P решили узнать, что случилось с этими стартапами и в каком состоянии они находятся.

Patientslikeme


Платформа, с помощью которой пользователи делятся своими проблемами со здоровьем и ищут способы их решения, наконец привлекла внимание профессионалов от медицины. С помощью этой сети было проведено исследование о влиянии лития на процесс возникновения амиотрофического латерального склероза. Исследователи разработали специальную анкету, которую заполнили более 4300 пользователей сайта, знакомых с болезнью. За девять месяцев получилось собрать результаты наблюдений, которые по качеству соперничают с обычными исследованиями, которые проводятся на фокус-группах. Это неудивительно — тем более что летом 2011 года численность зарегистрированных пользователей превысила сто тысяч человек, а ведь изначально сеть была посвящена заболеваниям вроде ВИЧ, синдрома хронической усталости и фиобромиалгии и пользовалась ограниченной популярностью. Порталу удалось умело использовать, пожалуй, самую сильную сторону социальных сетей как таковых: возможность найти человека под заданные параметры.

Klout


Этот сервис предназначен для достаточно необычной задачи вычисления влияния пользователя на окружающий мир. Система подключается к аккаунтам в большинстве социальных сетей, анализирует то, на какие ссылки обращает внимание пользователь, какие рекомендует, что больше всего комментируют его друзья. Сайт также дает возможность брендам отслеживать пользователей, которые упоминают их, что выводит взаимоотношения компаний и покупателей на новый уровень. За последний год на сайте была введена новая функция Klout Perks, дающая возможность компаниям награждать своих особо рьяных поклонников. Так, например, Starbucks и Audi предлагают свои товары всем активным пользователям фейсбука и твиттера, которые не ленятся упоминать эти бренды.

Константин Бочарский, основатель магазина Toyzez.ru и редактор журнала «Секрет фирмы»: «Интерес компаний к соцсетям упирается в способность соцсетей генерировать компаниям продажи. Сейчас доля продаж через соцсети составляет единицы процентов даже для тех компаний, которые занимаются этими каналами активно. Однако помимо прямых продаж соцсети способны давать ценную информацию, которая способна увеличивать продажи в классических каналах. Особенно это заметно в сфере e-mail-маркетинга, управления продажами и отношениями с клиентами.

Например, известно, что рассылки — эффективный инструмент. Но зачастую про подписчика известны только электронный адрес и в лучшем случае имя. Наложение на эти данные информации о пользователе из соцсетей дает массу новых возможностей: например, для сегментации — одного из китов имейл-маркетинга, позволяет точнее таргетировать предложение, предлагать релевантный товар и контент. Такими возможностями уже обладает ряд сервисов по организации рассылок.

То, что делает Klout, я бы как раз и отнес к так называемым системам e-CRM. И в перспективе подобные упражнения станут такими же необходимыми, как сбор имейлов для рассылок или веб-аналитика — анализ параметров трафика. Однако происходить освоение этого инструментария будет ровно по мере того, как соцсети будут становиться более ощутимым каналом продаж».

Groupon


Пожалуй, самый громкий проект начала столетия оперирует цифрами, достойными этого звания. В июне 2009 года в штате было 39 сотрудников, в июне 2011-го их стало без малого десять тысяч. Прибыль за данный срок выросла с 3,3 до 878 миллионов долларов. Но все это время аналитики, пользователи и партнеры компании не устают спорить о жизнеспособности сервиса, о том, стоит ли пользоваться услугами маленьким компаниям и о правильности оценки предполагаемой капитализации сервиса перед выходом на IPO. Из совместного проекта Groupon и GAP, когда производитель одежды, предоставив пятидесятипроцентную cкидку по купонам, получил за день 11 миллионов прибыли, аналитики и профессора создали полноценный бизнес-кейс, разбираемый на экономических факультетах. Как и ожидалось, однозначной оценки так и нет.

Еще один тревожный звонок: потери за второй квартал составляют более ста миллионов долларов. Официальные представители утверждают, что это «расходы общего и административного характера» и связаны с «быстрым увеличением числа сотрудников компании». Можно полагать, что эта версия похожа на правду: в топ-менеджменте, например, работают сплошь выпускники престижных MBA-школ.

В России Groupon приобрел отечественного клона Darberry, заняв почти весь рынок, после чего на рынке стали появляться конкуренты. Точно так же идут споры о добросовестности компаний.

Судя по всему, компании, желающие сотрудничать с группоноподобными сервисами, должны разбирать каждый конкретный случай отдельно, оценивая все возможные P&L.

Константин Бочарский: «Сложно делать выводы о влиянии подобных систем на продажи. Очевидно одно: все эти сервисы отличаются низким процентом возвращающихся покупателей, не говоря о не очень благоприятных отзывах. Совершенно очевидно, сложился целый пласт людей, которые подсели на купоны. Есть огромное количество бизнесов разного типа и размера, которые по самым разным причинам не довольны эффектом, полученным от купонных сервисов. Для эффективной работы в купонных сервисах подходит довольно узкая группа товаров и услуг. Точнее — это практически исключительно одни услуги (по массе причин, работать с физическими товарами в купонных сервисах невозможно), и обязательно — локальные.

Сами купонные сервисы стали отличным инструментом рекламы бизнеса, а не продаж. И довольно часто именно так часто и используются. Определенная часть предложений в купонных сервисах является лжескидками, что подрывает доверие к ним и отвращает аудиторию. Из этого вывод: купонные онлайн сервисы — все же нишевый и очень специфический вид бизнеса, и сейчас мы видим просто волну моды на необычный формат. За пару лет ажиотаж спадет и проектам придется корректировать свой масштаб и затраты относительно выручке, которую они смогут получать с рынка не в фазе «агрессивного роста», подпитываемую деньгами инвесторов, а в фазе «рутинной работы». С ними останутся довольно ограниченное число специфической аудитории и ряд компаний, которые смогут найти баланс между издержками и выгодой работы с сервисами».

Spotify


Официально сервис был запущен в 2008 году и не должен находиться в этом списке. Однако перспективы развития в России (сейчас слушать музыку могут только восемь стран) и возможность интеграции в фейсбук заставляют рассмотреть и его.

Портал зарабатывает на подписке постоянных пользователей, продаже музыки через канал 7Digital, на рекламе, которую видят «бесплатные пользователи».

Уже в октябре 2010 года Spotify у себя на родине в Швеции приносил лицензиатам больше прибыли, чем любые другие ритейлеры контента, а к марту 2011 года зафиксировал первый миллион платных подписчиков.

Возможность интеграции с фейсбуком, возможно, приведет к тому, что в главной социальной сети наконец появится возможность слушать легальную музыку и смотреть видео. Так же это может стать дополнительным толчком к началу работы Spotify в России. Пока же местным жителям остается довольствоваться Last.fm и читать об их различиях.

** Quora**


Социальный сервис вопросов и ответов может стать википедией 2.0 в мире социальных сетей. Основанный одноклассником Марка Цукерберга проект ориентируется на пользователей, которых интересует очень специфичная информация, которую нельзя сходу найти в интернете или через знакомых. Но по-настоящему большой вал пользователей пошел, когда на сайте появились знаменитости: так на вопросы отвечали сооснователь AOL Стив Кейс и актриса Деми Мур. Проект сразу же стал расти быстрее, чем аналоги answers.com, Yahoo Answers: предполагаемая причина — качество экспертов и ответов, а также то, что в Quora принято пользоваться не никнеймами, а настоящими именами. К тому же разработчики добавили возможность подписываться на интересующих экспертов.

Основная проблема проекта это неразработанная толком система монетизации. Проект целиком зависим от средств инвесторов. Идут разговоры о введении особых «кредитов», но пока эта опция еще не реализована. Так что несмотря на оптимистичные прогнозы — специалисты оценивают сайт в триста миллионов — его существование целиком и полностью зависит от инвестиций компании Benchmark Capital.

** Airbnb **


Сайт, позволяющий сдать или снять квартиру едва ли не в каждом городе мира, был просто обречен на успех. Главная причина — правильно выбранная целевая аудитория. Молодым пользователям интернета просто необходимо селиться в приятных местах по невысоким ценам и не быть окруженными скучными бизнесменами, как то случается в «Шератонах» и в «Марриоттах».

За 2010 год количество бронирований выросло со ста тысяч до восьмисот тысяч в месяц, а весной 2011 года пользователи провели миллионную ночь в одной из квартир, снятой через Airbnb.

Проект зарабатывает на размещении рекламы (впрочем, это приносит совсем небольшую толику дохода) и на том, что берет от 6 до 12 процентов с пользователя, осуществляющего бронирование. Среди инвесторов проекта значится фонд DST Юрия Мильнера, который отметился чуть ли не в каждом новом интернет-проекте. Проекту удалось то, что не получилось сделать другому похожему сервису — Couchsurfing, который также позволял останавливаться у незнакомцев, но так и не сумел монетизировать свои услуги. Airbnb, напротив, подробно рассказывает о своих методах работы.

Конечно, сайт сталкивается с проблемами роста. Так, интернет всколыхнула история о девушке, которая сдала квартиру, а потом обнаружила ее в полуразрушенном состоянии. Впрочем, представители Airbnb уверяют, что работают над тем, чтобы подобных проблем более не возникало.

Об обязательном выходе на IPO пока официально не говорят, но аналитики уверены, что это всего лишь вопрос времени.

Даниил Дугаев, главный редактор журнала «Афиша-Мир»: «Airbnb стал популярен из-за того, что успешно решил старую проблему: как снять на две ночи гарантированно хорошую квартиру, желательно без посредников. До Airbnb эта задача в Америке в основном решалась через Craigslist, но там нет возможности оставлять отзывы, поэтому это почти всегда лотерея.

Что касается юридической стороны дела, то истории с частными квартирами часто попадают в серую зону — в Нью-Йорке вот теперь незаконно сдавать жилье меньше, чем на месяц, а в России мало кто платит с этого дохода налоги. В любом случае, в том, чтобы знакомить людей, которые хотят где-то остановиться, с людьми, которые хотят кого-то приютить, ничего противозаконного нет — все остается на совести участников сделки.

В России за пределами Москвы рынок съемного жилья на порядок меньше, чем в США и Европе, поэтому сделать клон AirBnB здесь можно, но в абсолютных цифрах пользоваться им будет совсем небольшое число людей. В историю масштаба Airbnb такой сервис никогда не вырастет. Во-первых, сама идея путешествий по России мало кому кажется захватывающей, а во-вторых, у нас еще и хороших квартир мало».

Foursquare


В век, когда в малые письменные формы вкладывается все больше смысла (вряд ли до появления твиттера его пользователи умели писать так сжато), оптимальным средством связи может стать сервис, где слов не требуется вовсе. Именно такую возможность предложил Foursquare. Программа, устанавливаемая на мобильные телефоны, позволяет отмечаться в разных местах. В итоге ваши друзья видят, что вы только что приземлились в Сен-Тропе, а бывшие коллеги узнают, что вы вчера до десяти вечера просидели в своем новом офисе на Тайм-сквер. Активные пользователи получают значки-бейджи, которые появляются в их личном деле и позволяют пользоваться льготами.

К сервису в июне 2011 года подключился десятимиллионный пользователь, а количество компаний, создавших свое представительство в сети, увеличилось до пятисот тысяч. Возможность ресторанов и магазинов создавать свои страницы стало еще одним мощным средством достучаться до клиентов. Мэры мест (пользователи, наиболее часто отмечающиеся там) получают скидки на свои заказы. Некоторые компании выстраивают целые конкурсы вокруг таких чек-инов.

В этом году сдался и Барак Обама, зарегистрировавшись в Foursquare. Нет сомнений, что это даст дополнительный толчок росту популярности программы.

О возможной капитализации сайта ходят разные мнения: называются цифры вплоть до 600 миллионов долларов. Сотрудничество Foursquare c Groupon станет следующим логичным шагом в завоевании новых пользователей.

Рост числа пользователей крайне необходим сервису, ориентирующемуся на рекламную модель, ведь чем больше людей увидят рекламу, тем больше за ее размещение можно взять с рекламодателей.

Николай Кукушкин, главный редактор сайта «Афиша-Мир»:«4sq, конечно же, не путеводитель. Единственная, но крайне важная функция, полезная путешественнику и хорошо реализованная в этом проекте, — это возможность понять, где сейчас веселее всего, где самое интересное место и где сейчас все твои друзья. Причем, ключевое слово — сейчас».