В Британском совете прошла сессия «Творческие пространства для творческих предпринимателей», экономисты и предприниматели делились опытом по созданию креативных кластеров. Участники сессии — Том Флеминг и Тоби Хаям — рассказали про разницу между креативной и обычной экономикой.

Так в чем разница?

Том: Креативная экономика — часть экономики, ее сектор. Но я не думаю о ней как о чисто экономическом термине. Она выросла как часть культуры и искусства и тесно связана с ними, хотя одна из ее функций — делать деньги. У креативной экономики социальные корни, думаю, этим она отличается от традиционных секторов экономики.

Вы оба работаете в сфере творческих индустрий, часто сталкиваетесь?

Том: Когда все это начиналось в Великобритании, нас было мало. В конце 1990-х существовало такое объединение — Forum of Creative Industries. Мы все были новичками в этой области, и там могли свободно обмениваться мнениями, знаете, без всяких формальностей. Это было здорово. Тоби и я были частью этого объединения.

Dubai Media City — любимый проект шейха [Мохаммеда Бен Рашид Аль Муктума](http://en.wikipedia.org/wiki/Mohammed_bin_Rashid_Al_Maktoum), который должен был стать площадкой для медиа-бизнеса: там зарегистрировано 1300 медийных компаний. Цель спровоцировать небывалый рост экономики *знаний* ([knowledge-based economy](http://en.wikipedia.org/wiki/Knowledge_economy)) не была достигнута: сразу после открытия, 16 ноября 2007, правительство Дубая запретило пакистанским независимым телеканалам Geo News TV и ARY One World транслировать новости. Цензура заставила говорить о проекте как о неудачном.

Тоби, почему, по-вашему, проект Media city в Дубае — неудачный?

Тоби: Ну, нельзя назвать неудачей тот факт, что туда пришли такие компании, как Google и Microsoft. Просто, на самом деле, привлечение таких корпораций в проект не работает в долгосрочной перспективе. Это провальная экономическая стратегия, так как глобальные компании двигаются вместе с изменениями мирового рынка. В Дублин как-то позвали поработать ребят из MIT за большой гонорар, и они исчезли сразу после того, как у пригласившей их компании закончились деньги.

Мне интересны пропорции экономической выгоды по отношению в инвестициям в такие проекты.

Так вы поддерживаете малый бизнес?

Тоби: Да, конечно, это же 59% нашей экономики. Еще 20 лет назад такого не было.

Том: В нашей стране у людей высокие амбиции, многие чувствуют в себе силы для создания собственного бизнеса. В России, как мне кажется, люди больше предпочитают думать, что их наймут, чем открывать свое дело.

Тоби: В больших компаниях люди не уверены в своем будущем, а в малом бизнесе больше возможностей для стабильного будущего, потому что люди сами его контролируют. Крупный бизнес неповоротлив, не может быстро адаптироваться к новым условиям мирового рынка, в него часто вмешиваются политики и предприниматели, это вредит развитию бизнеса и сообществу.

Сейчас люди все больше задумываются над тем, что малый бизнес способен защитить их от глобальных изменений.

Том Флеминг – cоветник при Совете Европы и Европейской комиссии в комитете по культурной политике. Независимые консультанты – способ ЕС быть ближе к реальной экономике и народу.

Том, вы исполняете обязанности советника при Европейской комиссии, Совете Европы и еще нескольких организациях. Не давали вредных советов?

Том: В работе я использую свои знания и опыт, тогда советы выходят квалифицированными. Но, вообще-то, у меня есть страховка на случай вредных советов. Даже не знаю, чтобы я без нее делал… Боже мой, зачем я вам это сказал? (смеется)

Какие советы вы даете?

Том: Я скорее занимаюсь исследованием того, как поддержка культуры может сделать общество более открытым, терпеливым. Тут мало общего с креативной экономикой, это другая область моей деятельности.

Тоби, вы были директором регионального развития в Yorkshire arts, ваша работа связана с прогнозами на будущее. Ошибались в расчетах?

Тоби: Да, много раз. В 1992 году я чуть не завалил проект с онлайн-магазином. Просто не знал, какое решение принять, не смог убедить владельцев, что мои идеи были хорошими. Сейчас я знаю, что мало просто придумать решение, надо верить в то, что делаешь.

Том: В креативной экономике ошибаться полезно. Только тогда ты начинаешь понимать, что к чему, входить в курс дела. Ошибки ведут к прогрессу.