© skyrill

Следующие поколения столкнутся с климатическими изменениями, перенаселенностью, истощением ресурсов, голодом и экономическим коллапсом — для того чтобы подготовиться к решению этих проблем, необходимо уже сейчас оснащать людей необходимыми знаниями. «Теории и практики» и MasterCard собрали самые интересные идеи для образования будущего.

Образование должно измениться, чтобы появились люди, которые смогут решить глобальные проблемы планетарного масштаба: человечеству необходимы новая система обучения и дизайн-мышление, считает Тренг Ли — руководитель образовательного направления архитектурной лаборатории Cannon Design.

Его идею поддерживает Нобелевский лауреат Леон Ледерман, который основал IMSA — Академию математики и точных наук Иллинойса, которая занимается решением самого разного рода междисциплинарных задач: научных, правительственных, связанных с ведением бизнеса. Лекции здесь читают выдающиеся ученые: помимо физико-математичиских дисциплин обязательно присутствуют гуманитарные. Сам процесс обучения выстроен индивидуально и организован в соответствии с параллельно ведущимся исследованием эффективного обучения. Перед каждым учеником ставится непростая цель — как минимум изменить жизнь планеты к лучшему.

Университет Сингулярности — это одно из самых инновационных учебных заведений в мире, где о бессмертии, молекулярном производстве и межпланетном интернете рассказывают ученые с мировыми именами: нобелевские лауреаты по астрофизике, астронавты, создатели частных компаний по изучению генома. Университет создавался при поддержке Google и NASA в ответ на интенсивное развитие новых технологий, которое тут предпрочитают называть эпохой сингулярности. По словам основателя университета Рэя Курцвейла — эта институция создавалась для того, чтобы ускорить внедрение этих технологий в повседневную жизнь и использовать их в дальнейшем для решения глобальных проблем. Занятия здесь проводятся с 9 до 21, в течение 10 недель — после окончания обучения студенты должны предложить идею, которая смогла бы улучшить жизнь 1 миллиарда человек в течение 10 лет. Планируется, что работа должна в конечном счете вопротиться в полноценный бизнес-проект.

Когда образование ориентируется на практику, оно становится более коммерчески выгодным: как, например, в случае BVCAPS — Blue Valley Schools Center for Advanced Professional Studies, где в 11 и 12 классах ученики начинают тесно сотрудничать с представителями бизнеса. Самые удачные из ученических исследований получают патент и внедряются в крупнейшие предприятия Канзаса, на базе которых и происходит обучение.

Один из самых популярных курсов в Чикагской школе бизнеса одновременно учит студентов справляться и с экзаменами, и с реальными проблемами потребителей. Слушатели программы основали уже более 65 компаний, а школе удалось собрать венчурный капитал в 150 миллионов долларов.

Реформа образования должна в первую очередь затронуть школы — которые могут, например, более тесно привлекать в образование ученых, экспертов, общественных деятелей, считает Гевер Тулли, учредитель Tinkering School. По его мнению, следует перестать рассматривать детей как пассивных участников образовательного процесса и менять стратегию преподавания: обучение должно стать экспериментальным, творческим и индивидуальным.

Например, программа School of One, запущенная в Нью-Йорке, предполагает, что у каждого ученика будет собственное расписание, а все экзамены будут проходить в разное время — потому что у школьников разная скорость обучения.

Изменения коснутся не только процесса школьного обучения, но и самого школьного здания, чей внешний вид не менялся с XIX века. Новая модель обучения нуждается в новом пространстве — так, в ответ на реформу школьного образования в Дании (с продвижением инноваций, междисциплинарных исследования, индивидуального и самостоятельного обучения), архитектурное бюро 3XN решило построить радикально новое школьное пространство. Замкнутые помещения в нем исчезли как таковые, они заменились огромным открытым пространством, разные уровни которого перетекают один в другой — способствуя, по замыслу авторов, творческому мышлению, обучению и социализации.

Параллельно в планировании школьных зданий все более значимым становится акцент на экологической составляющей: все больше строится зданий, не требующих внешних энергетических и водных ресурсов, а в Америке стал популярным стал отказ от традиционных школьных автобусов и построение школ в шаговой доступности от дома — такой как Academy for Global Citizenship в Чикаго.

Изменения затронут не только общие принципы организации школ и вузов, но и сами предметы, которые мы изучаем. Ученый Артур Бенджамин полагает, что трансформация окружающего мира от аналогового к цифровому должна затронуть и математику. Он считает, что все меньшую роль играет классическая система исчислений, а все большее значение приобретают теория вероятности и статистика, которые пригодятся нам для оценки возможного риска и прибыли, анализа различных тенденций и даже предсказания будущего.

В традиционной программе основной упор делается на предметы, которые согласно общепринятому мнению, могут пригодиться в жизни ребенка — математика и естественные науки. В то же время дисциплины, развивающие творческое мышление, отсутствуют полностью. Кен Робинсон полагает, что образовательная программа должна измениться и больше внимания уделять развитию творческого и дивергентного мышления — допускать больше одного ответа на вопрос, учитывать индивидуальные особенности ребенка и разрешать подсматривать у соседа — только так можно научиться искусству коллаборации.

Что касается системы исчислений, кажется, что здесь человеческие возможности безграничны — возможно, через какое-то время мы будем способны на те же чудеса, что и Бенджамин, который возводит в квадрат пятизначные числа и угадывает, на какой день пришлось 6 июня 1824 года.

Школьная дисциплина «история» должна рассказывать не только о событиях, которые происходили в человечестве, но начинаться от Большого взрыва, считает исследователь Дэвид Кристиан. С этой точки зрения, история рассматривается как последовательная трансформация информации — от ДНК живых существ к уникальной особенности человека накапливать и передавать информацию в течение жизни вплоть до нынешнего состояния, которое характеризуется сверхинтенсивным накоплением информации. С конспектом можно ознакомиться на сайте Big History Project, создатели которого полагают, что история универсума поможет нам подготовиться к грядущим изменениям, а также расскажет о наших возможностях и о хрупкости системы, в которой мы живем.

В будущем образование должно стать по-настоящему доступным — только в этом случае оно приведет к тем изменениям, на которые мы рассчитываем. Пример — венесуэльская программа El Systema. Главное достижение этой школы — 250 тысяч детей по всей стране, которые получили возможность учиться музыке, несмотря на то произошли из неблагополучных семей.