В Москве живут люди, которые изобретают глазообменники, ломают детские игрушки, чтобы получить новые электронные инструменты, устраивают гонки гипсовых философов и строят ракеты у себя в гараже. В рубрике Technozoo «Теории и практики» рассказывают, зачем им все это нужно и как это было придумано.

Глазообменник


Анатолий Зенков в прошлом году придумал устройство, которое меняет глаза местами. Основатель студии PARK и один из лучших дизайнеров России создал желтый коробок с зеркалами внутри, которые меняют точки зрения правого и левого глаза.

При фокусировке зрения на ближних предметах мы сводим глаза, на дальние предметы глаза смотрят параллельно. Когда смотришь вдаль сквозь зеркала Зенкова, глаза как бы разводятся, что совершенно непонятно мозгу, который привык к нормальной перспективе. В итоге окружающий мир с трудом узнается и начинает делиться на плоские передние и задние планы, как в старых играх, причем ближние предметы норовят спрятаться за дальними.

Умные головы


Проектная группа Sila устроила перфоманс, в ходе которого гипсовые бюсты ученых носились по Винзаводу на радиоуправляемых машинках. Для инсталляции были выбраны Аристотель, Гиппократ и Ломоносов.

Разработчики решили «напечатать» головы на 3D-принтере — так они были бы намного легче, и стало ясно, как их крепить к шасси. Специалист по сканированию приехал с оборудованием и снял сканы с гипсовых бюстов и с шасси гоночных машинок. Потом прислал готовые 3D-модели голов, сращенных с основанием для шасси. Для 3D-сканирования используют проектор с двумя камерами, которые имитируют глаза. Камеры снимают проецируемую сетку на вращающемся объекте. Программа собирает снимки в трехмерную модель.

3D-принтер работает почти так же, как обычный принтер — буквально печатает объемные объекты слой за слоем. В отличие от бумаги там наносится тонкий слой специального, чаще всего, гипсового порошка, лазер запекает те места, которые нужно сделать твердыми, потом кладется следующий слой, и все повторяется. Ареной для конкурса стал большой круглый стол с аппликацией, которая имитировала кремниевую пластину под процессор.

Короткое замыкание


Музыкант и основатель проекта Vtol Дмитрий Морозов занимается тем, что разрабатывает хаотичный и даже паразитический подход к созданию электронных музыкальных инструментов. При замыкании устройства с низким напряжением, вроде детских игрушек и гитарных педалей, они начинают ломаться и издавать разные странные звуки — именно это от них и требуется. Такой метод называется circuit bending.

Одно из устройств, которое изобрел разработчик, — это видеосинтезатор Vasarely. В его основе такой же принцип генерации, как в старых видеоприставках Sega или SNES. Чтобы сделать этот инструмент, Дима долго выискивал оригинальные японские приставки определенных годов выпуска и выпаивал оттуда специальные чипы с видеопамятью. В результате получился генератор абстрактных видеоэффектов с органами управления и сенсорами, которые позволяют применять синтезатор для виджеинга.

Ракета в гараже


Юрист Антон Фастенков у себя в гараже в Солнцево собрал ракету — первую в своем роде на территории России. Ракета высотой в 2 метра 10 см и весом в 20 кг может лететь со скоростью 760 м/с и добраться до высоты в 7 км. Антон с детства хотел заниматься конструкторством, связанным с космосом или авиацией. Несколько лет назад он набрел на форум американских любителей домашнего ракетостроения и решил, что строить что-то большое и дальнобойное дорого и незачем — на территории СНГ есть только две группы конструкторов, на Украине и в Болгарии, которые запускают большие 150-килограммовые ракеты в горах. Антон собрал группу из 4 человек, нашел болельщиков-консультантов в Штатах и Аргентине и запустил процесс производства у себя в гараже.