Сегодня состоится официальное открытие Биеннале современного искусства. Помимо основного проекта, который пройдет в Центре дизайна Artplay и в пространстве ЦУМ Art Foundation, на фестивале будет альтернативная программа: от специальных проектов типа Бутербродной биеннале до обсуждений острых проблем современного искусства и городского пространства. T&P выбрали самые интересные события и поговорили с их организаторами.

Основной проект: «Переписывая миры»


Куратором основного проекта был выбран Петер Вайбель — теоретик новых медиа и глава Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ. Программа основных павильонов будет представлена работами, условно говоря, медийно-технологическими: будет много видео и инсталляций.

Бюджет нынешней Биеннале, по словам ее комиссара Иосифа Бакштейна, сократился в сравнении с прошлой в полтора раза и составил 52 миллиона рублей, пишет «Афиша».
«Работ в классических техниках», о которых упоминается на основном сайте биеннале, как раз наоборот, будет сравнительно немного — среди них живопись немецких художников Нео Рауха и Герхарда Рихтера. Еще из звезд — китайский художник Ай Вэйвэй. Всего в рамках основного проекта будут показаны работы «64 художников и 16 групп художников из 33 стран мира». Россию среди прочих представляет, например, Надежда Анфалова — та самая художница, что нарисовала вместе с Путиным картину «Узор», проданную впоследствии за 37 миллионов рублей.

**Петер Вайбель, куратор основного проекта:** «Современное искусство придерживается позиции, что любая культура — это техника. Культура вне технологии не существует. Первой и самой старой технологией стало книгопечатание. Сегодня есть еще и аудиовизуальные технологии: радио и телевидение. И мы подходим к главному: английское слово media как бы содержит в себе слово me, то есть местоимение «я». Сейчас происходит движение от mass-media к me-media. Технологии меняют наш социальный мир, и художники в своих работах показывают нам, как это происходит». «Аудитория Москва» -----------

Совместный проект арт-критика Екатерины Деготь и варшавского Музея современного искусства превратит Белые палаты на Пречистенке в самое интерактивное пространство в рамках биеннале.

Ай Вэйвэй — современный китайский художник и архитектор, один из самых влиятельных людей мира по версии журнала Time. Был арестован в апреле 2011 года, но был освобожден в июле под давлением мирового арт-сообщества.

В течение месяца художники, искусствоведы, кураторы будут обсуждать проблемы урбанизма, публичных пространств и социального активизма, читать лекции и общаться со зрителями. Помимо дискуссий и лекций, которые будут проходить каждый день, в специально построенной аудитории будет показана выставка из интернациональной коллекции Музея современного искусства Варшавы, экспозиция которой будет несколько раз меняться.

**Екатерина Деготь, арт-критик, куратор проекта «Аудитория Москва»:** «В этом году очень заметно недовольство части московской художественной среды самим жанром зрелищной выставки, который доминирует на московской биеннале последние годы. И поэтому мы предлагаем совершенно другой формат: помимо выставки — встречи, дискуссии, разговоры, прежде всего для профессиональной среды, но, конечно, и для широкой публики они открыты. Из наиболее острых мероприятий я бы хотела выделить дискуссию, которая будет проходить у нас 23 сентября — [«События-монстры. Возможности и ловушки»](http://auditorium-moscow.org/programma/article/141-sobytija-monstry-vozmozhnosti-i-lovushki.html) о биеннале в целом. Она инициирована молодыми искусствоведами, критиками и кураторами, которые даже, насколько я знаю, написали петицию к руководству биеннале со своими требованиями относительно открытости и прозрачности, скажем, выбора куратора и вообще формирования стратегии выставки. Я знаю, что все это вызывает много вопросов и критики, и вот об этом как раз пойдет речь в дискуссии». «Первая биеннале бутербродного искусства» -------------------

В рамках параллельной программы в галерее Роза Азора пройдет «Первая биеннале бутербродного искусства».

Комиссар биеннале Иосиф Бакштейн и художник Стас Шурипа в четверг обсудят положение вещей в современной художественной культуре на лекции в Photoplay.
В небольшом манифесте сообщества художников «Бутерброд» куратор этого проекта сообщила, что это «сообщество намеревается развеять табу, касающееся позиции бутерброда в современном искусстве, и выдвинуть его для активного культурного дискурса». Среди этих художников — Андрей Бильжо, Виталий Комар, Андрей Бартенев, арт-группа «Синие носы». В общем, еще одна — ироничная — альтернатива масштабному и технологичному основному проекту.

**Катерина Беленкина, организатор выставки:** «Несмотря на повсеместное присутствие бутерброда в нашей жизни, он крайне редко становится непосредственным объектом творчества. Сообщество «Бутерброд», придуманное Ариадной Айвазовской, призывает художников и зрителей снять табу с этой темы. Сообщество планирует развиваться и за рамками биеннале, набирать новых членов и стать полноценным художественным движением. Основополагающими работами, на мой взгляд, являются графика Ивана Языкова «Панорамная ведута бутерброда, упавшего маслом вниз», скульптура Ивана Лунгина «Хлеб», созданная из брусчатки, а также фотопроект «Античные бутерброды» арт-группы «Синие носы». Александр Бродский, Cisterna ---------------------

Архитектор Александр Бродский взялся за заброшенный с советских времен коллектор для сбора воды — масштабный и, главное, пустой. Пустота, возможно, главное понятие в этой инсталляции Бродского. Пустота становится формой и порождает множество индивидуальных содержаний.

**Юлия Аксенова, куратор выставки:** «Художник занимается производством места в существующем пространстве цистерны: новым, другим, не трафаретным. Его вмешательство едва ощутимо: несколько белых трепещущих занавесок, развешенных на стенах пространства. Это место оказывается ничем не заполнено, и это дает нам возможность испытать столь редкое сегодня чувство пустоты, пустоты как формы, в которой искусство пытается выйти за пределы идеологий, установленных смыслов, навязанных ограничений. В русском языке пустота — это нечто отпущенное на простор и потому способное в себя впустить новые истории, события, значения и зрителей, готовых испытать иной пространственный опыт». «Нужное искусство» в Парке Горького --------------

Одна из тем биеннале, которая затрагивается во многих специальных проектах, —преобразование городского пространства и искусство для публичной среды. «Нужное искусство» — как раз об этом. Проходить выставка будет в самом знаковом для этой темы московском месте — парке Горького. Художники — Алексей Кострома, МишМаш, Роман Сакин, Ирина Корина — попытаются вовлечь зрителя в своеобразный диалог как с произведениями, так и с местом, в котором они выставлены, но обещают при этом не уйти в чистую декоративность или практичность.

Света Жаворонкова, сотрудник «Айдан галереи»: «Выставка «Нужное искусство» будет работать до декабря 2011 года. Участники выставки — архитекторы и художники — создали 9 объектов, которые разбросаны по всей территории парка. Проект создан в сотрудничестве с «Гаражом». «Нужное искусство» — отличный повод лишний раз пройтись после работы или на выходных по осенним аллеям парка и получить удовольствие не только от прогулки, но и от неожиданных встреч с объектами выставки. Такая форма интеграции в социальное пространство ненавязчиво заставляет взаимодействовать зрителя с произведениями современного искусства, значимость которого для многих граждан пока что остается под вопросом».