Немецкий художник сделал фотоаппарат, имеющий собственное мнение о красоте, с которым фотограф не может не считаться.

Это Надя, фотокамера, которая делает раздумья пользователя о композиции и освещении излишними. Остается только следить за тем, чтобы руки не дрожали. Хотя некая волнительная дрожь здесь вполне уместна — как-никак, такого еще не бывало, чтобы фотоаппарат сам судил о красоте и художественной ценности будущего снимка.

Nadia изготовлена художником Эндрю Купресаниным из Германии. Она не имеет стандартного для фотокамер дисплея предварительного просмотра: вместо картинки, которая позволила бы фотографирующему заранее оценить кадр, Nadia показывает число. Число это — эстетическая оценка в процентах от идеала, выставляемая изображению еще до его появления на свет.

Понятие красоты в данном случае отнюдь не относительно и не субъективно: Nadia — не просто шутка современного мультимедийного художника. Аппарат работает на технологии с твердой научной основой — ACQUINE (Aesthetic Quality Inference Engine). Этот движок разрабатывается с 2005 года: анализирует изображения по набору критериев (детализация, настроение, композиция, цветность, яркость) и делает вывод об их эстетической ценности. Сейчас ACQUINE доступен в виде онлайн-сервиса, который позволяет загружать любые картинки и за считанные секунды узнавать о них всю правду.

Можно ли доверять автоматизированному суждению о прекрасном? Вопрос тонкий. Однако стоит отметить, что мнение робота здесь часто совпадает с оценками людей. Скажем, Мона Лиза получила 95,1 балла из ста возможных, а знаменитая фотография Эйнштейна с высунутым языком — 96,9.

Сейчас Nadia существует лишь в виде прототипа, но нет никаких причин сомневаться в возможности его серийного производства. Четко расписанное прагматичное будущее, которого так боялись писатели-фантасты, наступает неотвратимо. Красоту уже тоже посчитали, но ей это вряд ли помешает спасти мир.