Студенты, которые учатся в других странах, рассказывают, в чем разница между образованием в России и за границей.

Роман Матюшкин, 25 лет


— Где, чему ты учишься, как давно?

— С октября 2006 года я учусь в Германии, в магистратуре Йенского университета им. Фридриха Шиллера. По окончании обучения у меня будет диплом по трем специализациям: средства массовой информации, межкультурная коммуникация, психология. Но вообще сейчас это считается исключением, так как 2006 год был последним, когда можно было выбрать так много предметов. Все это связано с введением Болонской системы — в будущем грядет еще много изменений.

— Ты учился в российском вузе? Какие воспоминания?



— Да, до Германии я учился в МПГУ на факультете иностранных языков, учил немецкий. Честно говоря, воспоминания об этом вузе у меня не самые лучшие. В МПГУ я поступал после невероятно плодотворного года, проведенного в Германии по школьному обмену. Мне жутко хотелось со всеми в универе общаться по-немецки! Но, к сожалению, мои рвения порядком раздражали некоторых преподавателей. Ведь в России как — препод всегда знает все намного лучше любого студента. И мнение преподавателя на паре является единственно верным и неоспоримым. Я с этим мириться не хотел и частенько ставил под вопрос некоторые утверждения преподавателей. Возможно, на других факультетах это не так, но на факультете иностранных языков в МПГУ это была неслыханная дерзость! Поэтому в общем мои «дерзкие» вопросы и рассуждения частенько заканчивались не самыми лучшими оценками в зачетке.


Если это сравнивать с моим немецким университетом, то можно сказать, что здесь все совсем наоборот. На тебя начинают косо смотреть, если ты не задаешь вопросов и не дискутируешь на семинарах, защищая свое мнение. И не важно, ведешь ты дискуссию со студентами или с профессором. Если он прав, то он всегда сможет это доказать разумными аргументами, а не оценками, которые ты получаешь за свои рассуждения. Мне кажется, что за пять лет обучения здесь я действительно научился думать и рассуждать независимо и свободно, а не только так, как это предписывает учебник. Мне кажется, в этом и заключается один из важнейших залогов демократического общества. Не зря ведь известна современная Германия на весь мир своей толерантностью и демократичностью. 



— Где ты сейчас живешь?



— Я живу в городе Йена. Это небольшой студенческий городок в центральной Германии, земля Тюрингия. Раньше это была часть Восточной Германии. Население города примерно 100 000 человек и из них 25 000 студентов. Йена считается в Германии одним из передовых научных центров. Кроме университета, в котором представлены все классические гуманитарные и технические факультеты, в городе есть большой колледж, который готовит инженеров и экономистов. Кроме того, в городе есть два больших предприятия, которые известны на весь мир: Carl Zeiss и Schott Glas, чьи стеклянные технологии применяются почти во всех отраслях промышленного производства. Кстати, многие футбольные болельщики в России наверняка знают футбольный клуб «Карл Цейс Йена».

[Университет им. Ф. Шиллера](http://www.uni-jena.de/en/start_en.html) находится к городе Йена, в котором четверть населения — студенты. В XVI веке монахи Штигель и Штригель открыли в бывшем Доминиканском монастыре колледж, который за 20 лет стал локальным центром Реформации и получил звание университета в 1558 году.


Город маленький, но за счет большого количества студентов — а это почти каждый четвертый человек в городе — он выглядит очень молодым и интернациональным. Совсем недавно в обозревателе европейских университетов я читал, что Йена считается одним из наиболее благоприятных городов для студентов во всей Европе. Здесь все очень «по-немецки» — продуманно. Хорошая транспортная связь, здания университета разбросаны по всему городу, у универа есть много своих общежитий и апартаментов для студентов — места всем хватает. Даже есть два детских сада, которые университету принадлежат. Так что молодые семьи могут продолжать свое обучение, если у них появляются дети. В oбщем, универ активно заботится о своих подопечных.


Но как есть и менее позитивные стороны. Опять же, из-за большого количества студентов, здесь довольно сложно найти квартиру и цены высокие. Мне как москвичу в начале было сложно привыкнуть к размеру города и небольшому количеству мест отдыха и развлечений. Хотя это и хорошо — я сюда учиться приехал. А разных кафе и баров, чтобы посидеть с друзьями, тут достаточно. Также со студенческим билетом можно бесплатно доехать до Веймара или столицы Тюрингии города Эрфурт — там тоже можно найти много чего интересного. А для любителей природы здесь полное раздолье: 15 минут на велосипеде — и ты за городом. 



— Какие бонусы дает статус студента?




— Статус студента в Германии дает много преимуществ, поэтому все немцы так долго учатся! Во-первых, конечно, скидки на билеты в большинство музеев. В Тюрингии я могу на всех поездах ездить бесплатно. Городской транспорт в Йене тоже не стоит студентам ничего. Постоянно, особенно в начале учебного года, появляются различные акции, которые обещают студентам скидки на интернет или новый мобильный телефон. Но, что самое забавное, так это любимая отговорка немецких студентов: «Я бедный студент, мне и так денег не хватает…» Что очень близко к действительности. Если всеми скидками и специальными предложениями пользоваться, то денег мало на что хватит, знаю по себе.
 В каждом университетском здании есть быстрый Wi-Fi, так что дома интернет и не нужен.

— Над чем ты сейчас работаешь?



— Сейчас я пишу свой диплом. Надеюсь, в феврале или марте смогу его отдать на проверку. Тогда останется только сдать заключительные письменные и устные экзамены, и потом я к своему имени всегда смогу прибавлять «М.А.» (Magister Artium).


Кроме того, я состою в студенческой научной группе, которая разрабатывает межкультурные тренинги. Они используются как в университете — для научных исследований, так и на практике — для подготовки различных специалистов для работы за рубежом. Цель таких тренингов — улучшить межкультурную компетенцию и повысить психологическую восприимчивость к другим культурам. Возможно, эта формулировка звучит немного пугающе. Но говоря проще, мы просто стараемся показать людям, как они могут чувствовать себя комфортно в другой стране, несмотря на культурные различия. Эта работа действительно интересна, тут я узнал многое не только о других культурах и странах, но и о самом себе. 
Методы этих тренингов основываются на базе компьютерных симуляций, которые впервые для подобных целей были разработаны немецким ученым Дитрихом Дернером. Одна из его популярных книг даже переведена на русский язык — «Логика неудачи». В ней психолог рассказывает о причинах, из-за которых у людей часто не получается достигать своих целей.



— Какой у тебя самый крутой профессор?


— У меня действительно есть любимый профессор в университете. Его зовут Штефан Штрошнайдер. Я посетил множество его семинаров и лекций. Мне нравится то, что он не столько «читает» лекции, сколько рассказывает интересные истории, которые подкрепляет научными теориями и современными исследованиями. К тому же, он руководит вышеупомянутой научной группой. Тем студентам, которые хорошо усвоили теорию и практику межкультурных тренингов, разрешается вместе с профессором Штрошнайдером проводить семинары для сотрудников крупнейших немецких фирм. Мне дважды доводилось вести семинар для руководителей крупного немецкого банка. Такая работа хорошо оплачивается, что естественно усиливает мотивацию в учебе. 



— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.



— Так как сейчас я работаю над своим дипломом, мне больше не надо посещать лекции и семинары. Но в предыдущие семестры это выглядело примерно так: в начале семестра студент сам составляет себе расписание с учетом некоторых обязательных предметов. Количество пар в неделю студент выбирает сам и, если хорошенько поразмыслить над своим учебным планом, можно нагрузку распределить разумно. В основном, после занятий студенты отправляются на пару часов в библиотеку, чтобы готовиться к докладам. Семинары тут состоят в основном из докладов студентов. В течении 30 минут они рассказывают о заданной теме семинара, обязательно опираясь на современные исследования, потом 50–60 минут вместе с профессором дискутируют на тему. В принципе, это довольно обычная схема, но если тема особенно интересная, то возникают активные дебаты или даже споры. На каникулах приходится писать огромное количество семестровых работ, так что расслабляться некогда. 



— Какое самое главное знание или умение, которое ты получил в процессе обучения?



— Много чего можно перечислить, но самое главное — способность свободно и конструктивно размышлять, не смешивая эмоции с фактами. Также это способность ставить под вопрос те аспекты, которые звучат не вполне убедительно, неважно из чьих уст. Мне кажется, за время учебы в школе и университете в Москве я этому так и не научился. 



— Дорого жить и учиться?



— Каждый месяц нужно платить за аренду квартиры, коммунальные услуги, медицинскую страховку, телефон и интернет. На все это в месяц у меня уходит примерно 400 евро. Вообще образование в Германии бесплатное, но есть и много платных университетов. Так что здесь цены различаются от 200 до 1000 евро за семестр. Так как продукты питания в Германии относительно дешевые по сравнению с другими европейскими странами, то в месяц на одного достаточно 200–300 евро. Вот что действительно дорого, так это учебники и другая научная литература, тут уходит примерно 40–60 евро за одну книгу. Многое конечно же есть в библиотеке, и это не проблема, но вот для диплома, когда нужны специальные труды, придется потратиться. 



— Планируешь вернуться?



— Возвращаться в Россию у меня цели нет, но и на Германии я не зацикливаюсь. Я хочу остаться там, где найдется хорошая, подходящая для меня работа. 



— Где будешь работать, когда выпустишься?



— После получения диплома я останусь в университете, чтобы получить докторскую степень. Если все удачно сложится, я планирую преподавать здесь. Я уже вел несколько семинаров, и мне это очень нравится.

Сейчас я с профессором Штрошнайдером подаю совместное заявление на утверждение трехлетнего научного проекта в области межкультурных тренингов. Как только проект одобрят и утвердят финансирование, я смогу начать свою докторскую работу. Кстати, мне кажется, это тоже очень важно, если у студента есть желание учиться дальше и продолжать научную карьеру, преподаватели это очень активно поддерживают и помогают всеми силами найти на это подходящее финансирование или стипендию на срок написания докторской работы. Обычно написание докторской диссертации не ограничено по времени. Если человек имеет достаточный заработок и это не мешает его научной работе, то можно над докторской и пять, и десять лет работать. Но нормальный срок это примерно три года, во всяком случае диссертационные стипендии больше чем на три года не дают. Это я точно знаю.