© Tim Mitchell

© Tim Mitchell

В сентябре в Лондоне состоялось заключительное шоу выпускников университета Central Saint Martins под названием Showtime. В перерывах между репетициями студенты курса Performance Design and Practice поделились с T&P впечатлениями от прошедшего года: чего хотели, что получили и что теперь со всем этим делать дальше.

Нана Недек, Вена


Перед тем как приехать в Лондон, я около четырех лет работала сценографом в театре и кино. До этого училась промышленному дизайну и фотографии, но в какой-то момент заинтересовалась программой, в которой пространство рассматривается как художественное средство. Стала заниматься скульптурой и инсталляцией, которые изменяются во времени.

Работая в области, где мои художественные замыслы подчинены сценарию или заданной теме, мне хотелось провести некоторое время в размышлениях над тем, что я делаю, и исследовать некоторые аспекты моей независимой практики. Мне показалось, что разносторонний курс в Central Saint Martins позволит это сделать.

В течение года у нас была возможность сделать проект за границей, что дало мне шанс поработать в Иерусалиме около трех месяцев. Быть в состоянии сделать что-то стоящее в стране с совершенной другой культурой, географическим расположением и сложной политической обстановкой, — это важный опыт. Вдобавок к этому я очень ценю, что на курсе мне удалось познакомиться и поработать вместе с людьми разных культур и с разным художественным образованием.

Я выяснила для себя, что жизнь в таком городе, как Лондон, где все выглядит таким многообещающим и заманчивым и двигается вперед с сумасшедшей скоростью, может сильно ограничивать. Больше, чем когда-либо, я прочувствовала, как внешние факторы — такие как рабочее пространство, деньги и доступность материалов, влияют на процесс придумывания и воплощения работы.

В прошлом я в основном исследовала переходные состояния материального. Для заключительного шоу я сделала деревянную скульптуру, которая была статичной — что, на первый взгляд, отличается от того, что я делала ранее. Для меня важно окончить курс работой, которая была чем-то новым для меня самой. Завершение курса я рассматриваю как начало чего-то нового.

Я возвращаюсь в Австрию, но надеюсь в будущем работать и выставлять свои произведения в Лондоне. Сейчас делаю проект, который начался еще в Израиле. Чтобы закончить, мне понадобится год. Я работаю с разными людьми в общественных местах над воспроизведением городских скульптур — львов из ткани, муки и воды. В конце львы будут разобраны на части и расплющены во время перформанса на крыше Австрийского хосписа в Старом городе Иерусалима.

Также я готовлю инсталляцию, состоящую из сотен переработанных пластиковых частиц, для выставки в Берлине.

Юн Джи Чой, Париж


Я из Южной Кореи, но всю жизнь прожила в Париже. Так что считаю себя француженкой. Я прошла курс в [Atelier de Sevres](http://www.atelierdesevres.com/) в Париже, затем переехала в Страсбург, где три года училась сценографии в [Arts Decoratifs](http://www.lesartsdecoratifs.fr/) Superior School. С тех пор как я стала заниматься искусством, мне всегда хотелось учиться в Central Saint Martins. Университет международный, так что работа с людьми разных национальностей кажется мне захватывающей. Когда делаешь совместный проект, перфекционизм иногда может оказаться не лучшим помощником. Я поняла, что могу быть чересчур требовательной к другим, когда дело касается работы. Моим финальным проектом будет постановка, над которой я работала несколько лет. Меня вдохновила [«Пена дней»](http://lib.ru/WIAN/pena.txt) французского писателя Бориса Виана. Это история девушки, которая находится в состоянии между реальностью и мечтами — воспоминаниями о прошедшей любви. Основная идея — показать развитие сюрреалистической болезни через пространство, сценографию и хореографию. Я планирую основать свою компанию совместно с другим сценографом. Мы намерены заниматься не только театром и оперой, но и кино, музыкальными видео — например, в отелях и на модных показах. Следующая моя постановка будет по «Маленькому принцу» Сент-Экзюпери. Также собираюсь поработать год в музыкальной индустрии в Сеуле — наладить связи между Азией и Европой. Тереза Стил, Стокгольм ----------------
До того как я оказалась в Лондоне 13 лет назад, я жила в Китае. Училась в Пекинской школе кинематографии и изучала китайский язык. Потом я приехала делать диплом по современному и классическому китайскому [School of Oriental and African Studies](http://www.soas.ac.uk/) в Лондоне. После занятий я начала делать костюмы для театра. Прежде всего, мне хотелось поучить квалификацию и поставить перед собой сложную задачу. Бросить себе вызов. Мне хотелось оказаться в такой ситуации, когда нужно быть смелой и делать работу — несмотря ни на что. Мне не хочется творить в изоляции, мне нужно быть с людьми вокруг, нужно слышать критику моей работы. Поэтому я пришла сюда. Структура курса дает мне ощущение безопасности и импульс для экспериментов. То есть я могла позволить себе начать работу, не раздумывая над этим долго. С другой стороны, у нас были жесткие сроки, поэтому не было времени на бездельничанье. Так как это все-таки школа — тебе дают задания. Иногда полезно работать в жестких рамках. Когда ты писатель или художник и сидишь дома, кажется, что у тебя бесконечное количество времени. И обычно ты проводишь весь день в раздумьях, в конце концов не сделав ничего. Я бы сказала, что я из тех людей, которые немного застенчивы, но в то же время достаточны смелы. Я решила попробовать себя в качестве режиссера. Как быть лидером, если ты застенчива? Выяснилось, что это возможно, и во многих случаях — даже преимущество. Что-то вроде женского способа быть режиссером: ты приходишь на репетицию и понимаешь, что все в комнате испуганы. Ты принимаешь это и используешь. Вместо того чтобы быть агрессивной, ты можешь быть открытой и создавать комфортную атмосферу, где люди готовы идти на риск. Мы защищаем друг друга, подталкиваем друг друга быть более смелыми. Мой финальный проект — это театральный перформанс а-ля кабаре, рассказывающий историю о том, как у Вирджинии Вульф появился ребенок. Повествование ведется от лица рассказчицы. На протяжении того, как история разворачивается, объективность и мотивы рассказчицы ставится под сомнение. В конце концов мы понимаем, что это история не Вирджинии, но самой рассказчицы. В постановке заняты несколько музыкантов, танцовщица и три актрисы.

После курса мне хотелось бы продолжать работать в том же стиле — экспериментировать как писатель и режиссер. Возможно, использовать мою практику для получения докторской степени.

Ванесса Занардо, Венеция


Восемь лет я работала архитектором в Дублине. Потом переехала в Ванкувер, решила набраться опыта в кино- и телеиндустрии. Мне хотелось попасть на этот курс давно, но не было финансовой возможности. Моей целью было развитие художественных навыков и мастерства. Самым полезным опытом для меня стала наша практика в Чили. Мне понравилась Южная Америка, очень хотелось бы туда вернуться. Я поняла, чем именно мне нравится заниматься в кино и театре. Мне нравится писать и продюсировать — надеюсь, в будущем у меня будет возможность делать свои собственные профессиональные проекты. На курсе я делаю макет для театральной адаптации фильма Франсуа Озона «Бассейн». После учебы попытаю удачу — попробую найти работу. Мне хотелось бы вернуться к занятиям архитектурой, но и работа в театре и кино меня тоже привлекает. От работы будет зависеть, в каком городе я остановлюсь. Держу пальцы скрещенными.

Салли-Энн Келли, Дублин


В прошлом году я училась в Париже в международной театральной школе Жаклюса Лекока, на курсе LEM — лаборатории, в которой изучают движение. Это экспериментальный курс сценографии — что-то между скульптурой и движением. Там я делала абстрактные костюмы, или body extensions. А перед этим получила диплом бакалавра по скульптуре в Дублине.

В последний год моего бакалавриата я серьезно заинтересовалась лайв-артом, перформансом и body extensions. Я искала курс магистра искусств в перформансе, и, как оказалось, их не так много. Два или три года назад я нашла курс в Central Saint Martins. После окончания обучения в Париже я была уверена, что хочу учиться на курсе Performance Design and Practice в Лондоне.

Мой заключительный проект — фильм «Неназванная» (The Unnameable), который я сделала совместно с ирландским художником Кевином Гафни. Это история мальчика, выращивающего воображаемого слона в своей комнате. Его психика страдает, когда он пытается представить жизнь без слона. Через его воображение мы следуем за его подсознанием. Слон — зверь, принадлежащий Неназванной — черной злой энергии, которая проявляется на протяжении всего фильма: то как движущаяся форма, окружающая и удушающая мальчика, то как черная вода, затопляющая здание.

«Неназванная» — ссылка на персонажа из египетской книги мертвых, который решает, пойдет ли человеческая душа в рай или будет уничтожена. Другой мотив, присутствующий в фильме, — двойственность, показанная через тени, отражения и искаженное лицо пластикового близнеца мальчика. Название — ссылка на Говарда Лавкрафта и Сэмюэля Беккета и их истории, сплавляющие вместе реальность и психозы. Герои боятся того, что они знают, и того, что ускользнуло от их внимания. Фильм был отчасти снят в Париже, а отчасти — в заброшенном детском саду для неполноценных детей в Лондоне.

Планирую возвращаться в Дублин, где надеюсь найти работу в театре. Буду продолжать совместные проекты с Кевином. Не так давно мы начали новый фильм — «Наблюдатель», сейчас эта работа в процессе монтажа.

Mаша Клочкова, Москва


Я шесть лет отучилась в Полиграфе (Московский университет печати), по специальности «Графический дизайн». Работала в куче разных издательств, делала переплеты и макеты для книг. Самые теплые воспоминания остались от работы в галерее современного искусства «Ателье №2» на Винзаводе.

Меня всегда завораживал и вдохновлял театр, где под руководством режиссера актерское мастерство, танец, свет, звук, сценография соединяются вместе, чтобы рассказать зрителю историю. Для меня это уникальный медиум. Думаю, также большую роль здесь сыграл мой университетский преподаватель — Василий Валериус, его подход к дизайну книги и опыт работы в качестве сценографа.

Театр мне казался закрытым обществом, куда без специализированного образования попасть невозможно. Поэтому после окончания университета я выбрала демократичный годовой курс в Central Saint Martins, одной из особенностей которого является сумасшедшая смесь людей с разными профессиональным уровнями и культурой. Помимо актеров и сценографов на моем курсе были музыканты, архитекторы и даже философы.

Пожалуй, самое яркое впечатление на меня произвела практика в Чили. Помимо фильма, который мы делали совместно с чилийским режиссером и его командой, удалось поездить по стране. В том числе побывать в пустыне Атакама. Думаю, со мной от космического пейзажа случилось что-то вроде эстетического потрясения.

После этой поездки мне захотелось путешествовать и рассказывать о людях и местах. Что касается самого курса, то главное личное достижение — я научилась работать в команде, слушать идеи других художников и не бояться пробовать и еще раз пробовать разные новые вещи. Здесь я поняла, что законченная работа — практически недостижимая роскошь и приходит только с огромным опытом. А до этого твои произведения будут бесконечной работой в процессе, поиском и пробованием различных идей.

В своей диссертации я обсуждала нарративные возможности электронных книг, проводя параллели с кинематографом и театром. Возможно, это банально, но во время своего исследования я серьезно задумалась над масштабом влияния книг на жизнь человека и над ролью чтения в формировании личности. Поэтому решила сделать документальное кино, основанное на интервью, в которых люди делятся впечатлениями из своего детства, рассказывают истории из жизни, в той или иной степени связанные с книгами.

Интересно, что отвечая на простые вопросы, все рассказывали совершенно невероятные истории. Выходит, что реальные истории человеческих жизней завораживают меня ничуть не меньше, чем театр. В театре меня привлекает возможность «сотворения мира» с нуля, а во всех документальных жанрах — бесконечное разнообразие самой жизни, которое не познаешь, сидя в четырех стенах.

Я думаю остаться в Лондоне, работать художником по свету или сценографом. Градация того, что делают здесь в театре, очень большая, всегда можно найти то, что подходит именно тебе по уровню и по вкусу. Хотелось бы набрать побольше опыта и заниматься этим профессионально. Я видела много разных разностей, но меня по-прежнему больше всего привлекает драматический театр и опера. Одновременно думаю заниматься продвижением своих идей в области электронных книг. Сейчас изучаю программу для создания приложений для айпада.