Студенты, которые учатся в других странах, рассказывают, в чем разница между образованием в России и за границей.

Олег Ефимов, 25 лет


— Где, чему ты учишься, как давно?

— С февраля 2009 года учусь в Окленде, самом крупном городе Новой Зеландии на Bachelor of Digital Design в Auckland University of Technology на отделении Art & Design. Изучаю все, что связано с кино, компьютерной анимацией и игровой индустрией в стране, славящейся маслом, шерстью, молоком и фруктами киви.

— Ты учился в российском вузе? Какие воспоминания?

— Учился в Уральском федеральном университете на кафедре полиграфии и веб-дизайна радиотехнического факультета в Екатеринбурге. Воспоминаний очень много, но в целом могу отметить, что это был очень серьезный и фундаментальный опыт в моей жизни. Студенческая жизнь, прикосновение к науке, проникновение в серьезную взрослую жизнь и все остальное. Работал со второго по пятый курсы, всегда был одержим графическим дизайном и модными направлениями. Даже не мечтал делать видеодизайн или трехмерную компьютерную графику в кинематографе. Процесс обучения сам по себе несильно отличался от классического российского образования в высших учебных заведениях, преподаватели все очень сильные, и учиться было тяжело, особенно на первых порах. Жил в общежитии в комнате с еще тремя студентами, походы, традиционная езда на тазиках по лестницам, выброс телевизора, спортивные мероприятия и другие особенности студенческой жизни. В общежитии в каждой комнате обязательно было два-три компьютера, и все были соединены по сети проброшенной через окна провода витой пары. Вот это была романтика.

— Где ты сейчас живешь?

— Живу в домике-студии в центральном Окленде. Я всегда мечтал путешествовать на дальние расстояния, на данный момент я нахожусь от дома за четырнадцать тысяч километров и встречаю первые рассветы планеты каждый день. У меня есть небольшой балкончик и много интересных книг по дизайну. Я очень много читаю.

— Какие бонусы дает статус студента?

— Студенты постоянно находятся в бурном потоке новой информации — благодаря доступу к спортзалам, библиотекам, компьютерным классам, профессиональному съемочному оборудованию, студиям и мастерским. Есть, конечно, скидки в кино на билеты и другие приятные бонусы. Опять же возможность делать свои собственные проекты и возможность интерпретировать историю элементами визуального ряда.

— Над чем ты сейчас работаешь?

– Работаю над своим трехмерным сюжетным фильмом длиной в минуту с рабочим названием White Storm, а также у меня очень много параллельных проектов: музыкальные клипы, логотипы, иллюстрации, проекты по интеграции трехмерной графики в живую съемку, режиссерские и интернет-проекты. Также двигаюсь в направлении изучения звуковых составляющих движущего изображения и развиваю свой собственный интернет-ресурс. Планирую перенести свой проект в научную работу и получить степень Master of Digital Design, делая анимацию мимики животных. В основном веду исследования вокруг гиперреализма и его репрезентации в кино.

— Как успехи?

– Успех субъективен: я рад, что есть очень много перспектив и возможностей. По роду моих занятий для успешной деятельности можно находиться в любой точке планеты при наличии высокоскоростной интернет-линии и соответствующего оборудования.

Недавно мои видеоуроки опубликовали на сайте Render, хотя когда я их увидел первый раз, мне казалось, что сделать такой контент самостоятельно просто невозможно. Настоящая работа тоже радует, есть фриланс-предложения, а также перспективы попасть в Weta Digital. Мой проект завязан на контекстном языке об искусственном интеллекте и анимации человеческого лица с помощью технологии захвата движения и симуляции мускульных моделей. Налажены отношения с компанией-лидером в компьютерной анимации лица для игр и кинопроизводства из Калифорнии.

[Weta Digital](http://ru.wikipedia.org/wiki/Weta_Digital) — самая известная в мире компания, занимающаяся производством спецэффектов и компьютерной анимации для кино и телевидения. Один из основателей — режиссер Питер Джексон. Студия получила «Оскар» за визуальные эффекты к его трилогии «Властелин колец», а также делала все спецэффекты в «Кинг-Конге» и «Аватаре».

Есть предложения из Лондона на роль супервайзера по визуальным эффектам в кинопроект, но я пока дисциплинированно фокусируюсь на разработках в компьютерной графике и усилению навыков. Думаю, если бы я не был художником, я бы работал на обычной восьмичасовой работе.

— Какой у тебя самый крутой профессор?

– Джон Пайпер — он наш лидер и духовный вдохновитель. Он часто ездит в CША в Калифорнию, Канаду и Австралию на конференции по компьютерной графике. В целом поразительно, что он изучал тот же предмет, что и я в России, — полиграфическое производство, и теперь он профессионал в вопросах цифрового дизайна, теории кино и технических аспектов визуальных эффектов. Также он поражает своими лидерскими качествами и желанием открыть двери успеха студентам. Вообще все преподаватели очень открытые, контактируют в социальных сетях и больше походят на крутых спортсменов-серферов — ведь здесь это национальный спорт.

— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.

– Сам процесс учебы очень неформальный, давление максимально снижено, нет такого диктаторского давления, как в российских школах, и чрезмерной дисциплины, большое внимание уделяется развитию личности и характера человека. Очень важно слушать и иметь мнение в дискуссиях. Во время перехода на следующий курс повышаются доверие и размер проектов, которые постепенно переходят в индивидуальные консультации с преподавателем для критической оценки твоей работы. Учиться интересно, так как тут дают возможность делать все, что угодно, поэтому своя идея или история может быть реализована разными типами медиа. Хотя если откровенно, обычный учебный день может быть где-нибудь в поле на съемках, с гримом, артистами и съемочной командой.

— Какое самое главное знание или умение, которое ты получил в процессе обучения?

– Дизайн — это решение проблем, поэтому ключевым умением во всем обучении был фактор самостоятельности в настоящем непредсказуемом мире развивающихся технологий и информации, а также умении чувствовать и адаптироваться к постоянно изменяемому миру. Дело в том, что мой курс лидирует в области цифрового дизайна в Новой Зеландии, так что большое внимание уделяется изучению фундаментальных знаний о движении, анимации, композиции, балансе и языке кино.

Мои друзья с курса неоднократно выигрывали Гамбургский фестиваль короткометражных фильмов. В кинематографе слишком много всего, чтобы полно описать содержание курса, но главный аспект — это самонаправленность, умение делать выбор и нести за него ответственность, следовать срокам, а также уметь идти на компромисс со своими амбициями, технологическими возможностями и временными рамками. Процесс обучения, в целом, очень прогрессивный и направлен на самостоятельную фриланс-работу. Часто нужно понимать, что потраченные усилия могут быть совсем не оценены, если интеллектуально не следовать заданию заказчика, в нашем контексте — учителей.

— Дорого жить и учиться?

— Я мог позволить себе жизнь получше в России, если бы остался работать, но живу нормально и здесь. Поначалу было тяжело, потом, поняв экономику, приспособился. Опять же считаю, что главный жизненный опыт мы получаем, когда преодолеваем трудности, поэтому думаю, что это оправдано — опять же с наличием мечты.

— Планируешь вернуться?

– Совсем недавно получил место в компании по производству мультипликационных роликов для американской кабельной телевизионной сети Nickelodeon, которая показывает такие шоу, как Fanboy and Chum Chum, Robots и Madagascar Penguins. Есть также несколько распланированных фриланс-проектов. Я только выхожу в индустрию, которая мне очень интересна.

Думаю, я все равно вернусь в Екатеринбург, ведь моя специальность очень востребована, есть почва для собственного бизнеса в сфере, которой просто нет на рынке. Хотя в ближайшее время хочется воспользоваться преимуществами западного образования по максимуму, учитывая, что есть возможность попасть в Weta Digital и работать над серьезными проектами.

— Где будешь работать, когда выпустишься?

— Конечно, я понимаю, что с моей специальностью открыт весь мир. Обязательно попаду в серьезный кинематограф — будь то Голливуд или все та же Новая Зеландия, но хотелось бы работать над чем-то легендарным и впечатляющим. Также рассматриваю Европу, Нью-Йорк и Австралию. Я всегда любил в детстве игрушки-трансформеры, живу фантастикой, роботами, космическими кораблями и динозаврами. Если бы меня спросили, где ты видишь свое будущее, я бы сказал, что в космосе. Возможно, это характеризует то, как сложится мое будущее, но я точно могу сказать, что я к нему готов.