Если стимулировать определенные зоны коры головного мозга, то можно натренировать себя не распознавать определенные негативные стимулы. Это значит, что депрессию возможно предотвратить, если использовать довольно простые упражнения. T&P публикуют перевод статьи в журнале New Scientist, в которой рассказывается о том, к каким выводам пришел стэнфордский ученый Йен Готлиб.

Участниками исследования, проведенного под руководством Йена Готлиба в Стэнфордском университете, стали девочки от 10 до 14 лет, чьи матери страдают от депрессии. Предполагалось, что именно они находятся в группе повышенного риска по развитию депрессивных состояний, так как могут перенять от своих матерей тенденцию преувеличивать неприятную информацию. Хотя ни у одной из девочек еще не было в анамнезе депрессивного эпизода, Готлиб выяснил, что их мозг уже слишком сильно реагирует на негативно окрашенные эмоциональные стимулы. Этот паттерн свойственен для всех людей, переживающих депрессию.

Готлиб попытался выяснить, смогут ли участники эксперимента при помощи интерактивного программного обеспечения и аппаратуры для визуализации мозговой деятельности «перезагрузить» свой мозг и преодолеть свои негативные склонности. В пилотном исследовании использовался метод положительной обратной связи. Испытуемые учились контролировать уровень активности зон головного мозга, связанных с переживанием депрессии, глядя на дисплей, на который выводились данные функциональной магнитно-резонансной томографии.

Зоны мозга, связанные с переживанием депрессии: передняя часть коры поясной извилины, передняя часть островка Рейля и дорсолатеральная префронтальная кора. Именно они отвечают за развитие клинических депрессивных расстройств.

Уровень активности, измеренный с помощью МРТ, демонстрировался девочкам на дисплее в виде термометра. Испытуемым показывали грустные или негативно окрашенные картинки, которые повышали активность зон головного мозга, ответственных за возникновение депрессии. Нужно было попытаться «сбить температуру» — вернуться к более оптимистическому психологическому состоянию. После эксперимента девочкам посоветовали применять этот образ мыслей и в их повседневной жизни. Испытуемым контрольной группы демонстрировались чужие данные вместо их собственных, поэтому они не научились по-настоящему контролировать активность своего мозга.

Вторая серия эксперимента проходила так: участники исследования получили новые упражнения для мозга в простой компьютерной игре. В этой игре каждые несколько секунд на экране компьютера появлялась пара лиц: либо нейтральное и грустное, либо нейтральное и счастливое. Затем на экране появлялась точка и занимала место одного из лиц. Задача состояла в том, чтобы как можно быстрее кликнуть на точку. Для девочек из контрольной группы лица, замещаемые точкой, выбирались рандомно. А в игре участниц экспериментальной группы точка всегда занимала место более позитивного лица в паре (нейтральное по сравнению с грустным, счастливое по сравнению с нейтральным). Через неделю ежедневных упражнений девочки из экспериментальной группы были хорошо натренированы не акцентировать свое внимание на печальных лицах.

Ученые выделяют два вида причин возникновения депрессии: реактивная и эндогенная. В первом случае это расстройство связано с реакцией на какие-то внешние события: потерю близкого человека, резкие перемены в жизни, стресс. Во втором — с физиологическими причинами: с дефицитом биогенных аминов (серотонина, норадреналина и дофамина), неврологическим или эндокринным заболеванием.

Изначально эта идея (тренировки смещения внимания) показалась Йену Готлибу настолько примитивной, что он поспорил с Колином МакЛеодом, психологом из Университета Западной Австралии, который первым предложил эти методы работы, что упражнения не повлияют на психологические симптомы депрессии. И проиграл спор. В пилотной серии исследования оба типа упражнений значительно снизили проявление реакций, связанных со стрессом — повышение частоты сердечных сокращений, артериального давления и уровня гормона кортизола в крови. Сила этих реакций на стресс, являющихся ключевыми показателями депрессии, уменьшились через неделю тренировки. Испытуемые из экспериментальной группы развили способность снижать остроту проявления защитных реакций (например, частого моргания) на лица с негативными эмоциями. А вот контрольная группа не показала такого же улучшения и развития.

Джилл Холей, глава программы по клинической психологии Гарвардского университета, призналась, что была под впечатлением от полученных данных, даже несмотря на небольшой объем выборки в эксперименте. По ее мнению, Готлиб буквально открывает в этой области новые горизонты». Сейчас ученый набирает участников следующей исследовательской программы. Он планирует сравнить в долгосрочной перспективе показатели их психического здоровья с показателями группы из 200 человек, матери половины из которых страдают от депрессии. Результаты пилотного эксперимента были представлены в сентябре, на ежегодной встрече Общества исследователей в области психопатологии в Бостоне.