Студенты, которые учатся в других странах, рассказывают, в чем разница между образованием в России и за границей.

Лена Килина, 25 лет


— Где, чему ты учишься, как давно? Как так случилось, что именно здесь?

– Я учусь в магистратуре Лундского университета второй год, в городе Лунд, на юге Швеции. Специальность — востоковедение, специализируюсь на Японии. До Швеции я жила в Шанхае два года, работала по специальности — синология, переводческая деятельность. Шанхай стал моим городом. Но в какой-то момент почувствовала, что нужно попробовать что-то другое, и стала искать доступные варианты с учебой. Меня приняли одновременно в Швецию, Финляндию и Амстердам. За учебу в Амстердаме нужно было много платить. Финляндия, подумалось мне, невероятна тосклива — уж лучше посмотрю родину Карлсона.

— Как выглядел процесс поступления?

– Нужно было за полгода подать пакет документов (справки с учебы, копию диплома, мотивационное письмо, краткое описание диплома — все на английском, сертификат TOEFL, рекомендации) через специальную систему studera.nu — единое агентство шведского высшего образования, которое посылает ваши документы в выбранные университеты. Затем факультет выносит решение о принятии или нет. Немного запутано было с моими документами, так как эта studera потеряла одну из моих копий. Пришлось звонить несколько раз на сам факультет, что в итоге оказалось полезным, так как они тут же проверили мою папочку и откомментировали ее. Они отметили мой диплом как очень необычное исследование, мое знание китайского, поэтому не хотели упустить такого студента. Но не факт, что они задумались бы об этом, если бы не моя инициатива. В университет Амстердама и Финляндии я напрямую посылала документы на выбранную специальность и общалась по имейлу с координаторами факультетов.

— Была ли возможность получить грант?

– Я попала в последний год бесплатного образования для иностранных студентов в Швеции. Но грантов для русских студентов в шведские вузы очень ограниченное количество. Если не ошибаюсь, то есть только два вида грантов в магистратуру и только на технические специальности.

— Ты училась в российском вузе? Какие воспоминания?

– Я закончила факультет востоковедения на китайском отделении в Новосибирском государственном университете, в Академгородке. Воспоминания прекрасные: у меня была чудесная группа и интересное обучение. НГУ дал хорошую базу в области истории, литературы, культуры Азии, а китайский нам преподавала одна из блистательных переводчиков китайского языка в России — Татьяна Завьялова. Я также принимала участие в нескольких конференциях в Санкт-Петербурге и Португалии, но большая часть организации всех этих поездок была на моих плечах — факультет был не очень активен.

В сравнении с китайскими вузами (училась немного в Пекине и Шанхае) наша система очень сильная и даже, несмотря на использование учебников 80-х годов, не сильно устаревшая. В Шанхайском институте мне протянули кассеты по аудированию, когда CD уже раритет в наши времена. Смешно. Но по сравнению со шведской системой наша менее креативна, дискуссионна и требует слишком много субординации и ненужной отдачи.

— Где ты сейчас живешь?

– Снимаю комнату на вилле у шведов недалеко от университета. Нормальные условия и достаточно уютно. Только никак не могу привыкнуть к поэтической тишине после Китая. Вообще, с жильем в Швеции беда, так как его очень мало, особенно в студенческих городках, как Лунд. Вернее, слишком много студентов. Здесь есть общежития, но чтобы получить комнату, нужно стоять в онлайн-очереди. Я все стою, с мая 2010 года, даже еще не в десятке.

— Какие бонусы дает статус студента?

– Швеция — страна системы, поэтому просто так тут ничего не бывает. Студенческую систему тоже, так сказать, засистематизировали. Вся студенческая жизнь вертится вокруг student nations — это разные клубы по интересам (музыкальный клуб, клуб любителей города Готерборга или, например, есть коммунистический клуб, где, кстати, проходят лучшие вечеринки по электронной музыке), членство в которых дает тебе разнообразные скидки на мероприятия. Если ты вступаешь в nation, то получаешь именную карту, которая дает скидки в некоторых магазинах и кофейнях. Также есть небольшие скидки на транспорт. Да и просто здорово чувствовать себя студентом в Европе, где проходит куча студенческих событий. Так в прошлом семестре проводили конкурс на лучшую короткометражку о Лундском университете, моя работа заняла третье место. Если бы я не была студентом, то не смогла бы принять участие. Есть разные студенческие организации, дающие скидки на свои события. Я состою в организации международной политики, которая устраивает очень много разных лекций с ведущими профессорами Европы, показы документальных фильмов, тематические поездки.

— Над чем ты сейчас работаешь?

– Сейчас я на двух курсах: права человека в Азии и роль СМИ и культуры в Азиатском регионе. Также начала готовиться к диссертации по визуальной антропологии и урбанистике на примере Токио.

— Как успехи?

– В творческом поиске. Начались уже диспуты с научным руководителем, максимально пытаюсь развить тему теоретически. С нетерпением жду стажировки в Японии, которую предоставляет мой университет. В Токио я смогу собрать нужные материалы для исследования.

— Какой у тебя самый крутой профессор?

– Особенно меня вдохновляли лекции по экономике Магнуса Андерссона, шведского экономиста и специалиста по Вьетнаму и Таиланду. Притом что я очень далека от экономики, мне удалось получить по его предмету хорошие оценки, так как мне было действительно интересно. Еще я очень благодарна директору востоковедческого центра Роджеру Грейтрексу, так как он принял мою идею о фотографиях о Шанхае в рамках факультета очень благосклонно и дал ей запуск. Так состоялась моя выставка в Лунде в прошлом семестре. Все работает, если за идеей стоит смысл и нужный посыл.

— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.

– Зависит от курса. Какие-то предметы больше требуют просиживания в библиотеке и самообразования, как например, был курс политологии. На курсе по японской культурологии и социологии мы часто работали в группах, поэтому после лекций всегда были долгие обсуждения. Забавно, что устных экзаменов в шведских университетах почти не бывает — это считается большим стрессом. Поэтому все экзамены проходят в письменной в форме, в основном — эссе. Поначалу было трудно писать на академическом английском, и в целом мне привычнее устная презентация. Но зачем лишний стресс, да?

— Какое самое главное знание или умение, которое ты получила в процессе обучения?

– Самодисциплина и умение работать в группе. Это очень важно, так как учишься вести конструктивную дискуссию. Помимо множества интересных предметов, мне безумно нравится, что университет позволяет увидеть любую возможность в перспективе. Даже учеба на Гавайях воспринимается как выбор, а не повод посмеяться.

— Дорого жить и учиться?

– Книги, учебные материалы — все практически бесплатно, так как доступно онлайн. Дорогая аренда жилья. При том, что его получить не так просто, так еще и цены несправедливые. Жить тоже достаточно дорого. Учитывая, что самый дешевый йогурт стоит около 50 рублей, покушать вне дома обойдется не меньше 600 рублей, то немного грустно, конечно. Привыкнув в Шанхае к таким мелочам, как починка обуви на каждом углу, дешевый маникюр, круглосуточно работающие магазины, я особенно по этому скучаю с такими ценами. Хотя есть всегда какие-то альтернативы: арабские рынки или азиатские магазинчики. И можно подрабатывать, что значительно облегчит положение.

— Планируешь вернуться?

– Я открыта к любым перспективным и интересным предложениям, будь то Россия или Аргентина.

— Где будешь работать, когда выпустишься?

– Планирую работать в сфере азиатского рынка культуры и искусства. Интересно было бы попробовать радиожурналистику и кураторство.