Поговорили с Андреем Силингом о TEDx в России: как это делается, зачем и что будет дальше.

TED — популярный досуг. Вроде сериалов, но немножко покороче: оттуда все лучшие лекции мира, там все главные спикеры. Конференциям TED 25 лет, из них 20 они проводятся ежегодно, а последние три года все записи лекций можно посмотреть на сайте. Любого, кому сразу повезло посмотреть лекции вроде этой, очаровывает формат: умные люди читают короткие и бодрые лекции, зал не спит. Как только лекции появились в открытом доступе, Криса Андерсона (главного Теда) завалили просьбами из разных городов провести конференцию у них.

Сил на весь мир у TEDа не хватило, и пришлось придумать TEDx — разрешить местным активистам проводить независимые мероприятия по лицензии. TEDx открыли в 2009 году, и в лидеры немедленно вышли США (216 событий меньше, чем за полтора года) Индия (50) и Южная Корея (39). Дальше с небольшим отрывом Китай, Великобритания и Канада, но включились, надо сказать, все — на 2010 год было запланировано 750 тедиксов в 60 странах мира.

В России тоже прошло 4 события (к слову, в Пакистане — 6): первое организовывал Бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ, два прошло в Перми. И последнее называлось TEDx Воробьевы горы, прошло две недели назад в Москве и не столько воодушевило, сколько озадачило. После похода остались вопросы:

  • Что это за событие и чем оно полезно?

  • Почему от видео-лекций с Большого TED и непосредственного присутствия на местном разный эффект?

  • Что это вообще за сумасшествие вокруг TEDx и зачем их столько?

Пришлось разбираться. Коротко говоря, чтобы сделать TEDx, нужно собрать команду организаторов, прислать заявку, получить одобрение и, собственно, провести конференцию. Формальные требования к команде не очень строгие, нужно только соблюдать инструкцию: конференция длится 1 день, каждый спикер говорит не дольше 18 минут, только тот, кто побывал на основной конференции, может собрать событие, больше, чем на 100 человек, ну и так далее. На сайте TED описана вся процедура: как поставить свет, где брать деньги, кого звать в спонсоры, а кого гнать с порога, как пиарить конференцию и вообще — сделать все прилично и выполнить главную задачу: не уронить дух и лицо основного события, над которым так долго работали его отцы.

Один из первых организаторов конференции TEDx в России — Андрей Силинг. Он помогал организовывать первое московское событие и с тех пор много чего понял про механику организации и про то, что сделать, чтобы TEDx был похож на TED.

TED воодушевляет – это главный посыл – то, ради чего платят $5000 за участие, то, почему на TEDx выступают не за деньги, и то, почему в минуту тоски и ожидания нового сезона MAD men, ты включаешь TED-лекцию. Посмотреть, как там у них дела. Зачем? За инспиром, как выражается одна моя знакомая.

И вот что Силинг говорит.

TED не про деньги.

TEDx — не бизнес-проект. «Это мероприятие, которое работает на некоммерческих принципах, на нем нельзя заработать. Так что от команды организаторов, помимо постоянного дохода и свободного времени, нужен бешеный задор. TED не ставит никаких ограничений на количество команд в одном городе — делай-не хочу. Поэтому нужен мощный волонтерский, но профессиональный ресурс — из-за этого первая команда из ГУ-ВШЭ не продолжила этим заниматься: они выпускники, у них масса других интересов в жизни».

TEDx — это разовое мероприятие. «Собрались — сделали, подход проектный. TEDx может быть долгосрочным, но только в том случае, если он привязан к какой-нибудь некоммерческий институции вроде университета».

TEDx и решение коммерческих задач несовместимы. «Если в организаторах оказывается, скажем, РЖД, и говорит: «Давайте мы дадим денег, а вы повесите наше лого тут и пригласите нашего спикера» — это, конечно, риск — кто его знает, этого спикера. Надо просто организовать конференцию РЖД и никого не дурить».

TEDx — про просвещение. «Если у команды-организатора фокус сместится в сторону продвижения собственного бренда, то TED немедленно развалится и все пойдет не так. Любая попытка стяжательства разваливает TED».

Команда

Проекту нужны две ноги, чтобы стоять: одна нога — содержание, вторая — event management. Под содержанием имеется в виду подбор и подготовка спикеров. Редко кто из приглашенных спикеров имеет четкое понятие о том, что такое TED: их надо заманить, расслабить, ввести в формат и дать понять, что это круто. TED воодушевляет не столько информацией, сколько правильной подачей, так что давить интеллектом с кафедры — не вариант. Вторая нога — почти свая. Уровень организации события должен быть просто высоким, на всех фронтах: освещение в прессе (до и после), продвижение, хороший сайт, хороший звук, теплое помещение, кофе с булками.

В чем смысл

Есть три причины организовывать TEDx на местности:

  • вызвать дух просвещения — для посетителей,

  • получить опыт проведения такого события — для команды,

  • привлечь внимание к Большому TED — для основной конференции.

Плюс, в масштабе страны, события вроде TEDx сильно поднимают уровень этики. Приходишь на конференцию, а тебе никто ничего не продает. Перед тобой люди, которые говорят о важном, потому что не могут молчать. Нет никаких двойных моралей, все по-честному. История, не связанная с получением материальной выгоды, облагораживает — как в театр сходил.

Из всего этого следует вот что: non-profit, то есть мероприятие, организованное не ради получения прибыли, а с какой-нибудь другой высокой целью — очень тонкая ткань. И кроить ее надо аккуратно. Правильно выбирать партнеров и спонсоров, которые гарантированно не полезут с требованиями разместить лого на булках. Даже если у партнеров нет таких интенций, происхождение капитала спонсора должно быть безупречным. Насколько это возможно в местных условиях — хочется мне добавить к этому наивному критерию TED.

И второй, не менее важный и неочевидный вывод: чем больше тедиксов, тем лучше. Вопреки некоммерческой специфике, которая в России со времен Сороса отдает дурно, несмотря на ошибки, провалы и недоумение, организация таких конференций — это в глобальном смысле хорошо. Ходить и слушать умных и приятных людей — правильно. Привычка к формату TED — главное следствие этих проектов. Как все привыкли ходить в середине недели на концерты и обедать не дома, так же привыкнут ходить на TED. Это, кажется, называется словом прогресс.