29 октября в галерее Artplay открылась выставка уличного искусства Beefeater Forever London. Британских и русских стрит-арт художников попросили на две недели превратить галерею в Лондон. T&P поговорили с заинтересованными сторонами.

Roa — бельгийский уличный художник. Чаще всего изображает животных в характерной манере.

Одним из участников выставки стал художник и галерист Pure Evil, в Википедии пишут, что он хорошо знаком с Banksy. Он рассказал, что давно хотел познакомиться с сумасшедшей русской культурой.

Москва

Первое, что я увидел на территории Артплея — работу Roa, с которым я рисовал в Лондоне. Это подходящее место для выставки. В тот же день я гулял по москве и пришел на площадь трех вокзалов — это было как путешествие во времени: куча узбеков с телеками и везде миллиционеры. То, что я и искал. Потому что такое ощущение, что весь мир хочет стать Америкой со старбаксами и KFC. Моя работа как раз об этом: естественное, природа против цивилизации, индустриального.

Работа Pure Evil на выставке Beefeater Forever London.

Граффити vs стрит-арт

Стрит-арт — это всегда протест, неважно, рисуешь ты что-то остросоциальное или нет.

Roa нарисовал недавно большого кролика на доме, спросив владельца. Полиция хотела заставить заплатить его штраф. Когда вступился владелец дома, начался совсем другой разговор. Это другая форма диалога с властью.

Еще надо понимать, что кролик — это ок. В Москве, например, куча ужасных тегов и всякой фигни на стенах, я бы не хотел, чтобы такое было на моем доме. Поэтому граффити ненавидят еще после появления в Нью-Йорке. И в этом — противостояние граффити и стрит-арта. Стрит-арт не так агресивен. Хотя, нет ничего плохого в том, чтобы писать свое имя на стенах, но, раз уж ты что-то пишешь, почему бы не сказать по делу?

Про спонсорство и русских художников

Меня никто не обязывал рисовать Биг Бен или бульдога, хотя кто-то из русских художников так и сделал. С ними мы виделись какой-то короткий промежуток времени, особо не общались. В этом весь стрит-арт — каждый заботится только о себе.

[Mr. Brainwash](http://en.wikipedia.org/wiki/Mr._Brainwash) — главный персонаж фильма Бэнкси «Выход через сувенирную лавку». Достоверно неизвестно, существует ли он на самом деле.

Бэнкси и Mr. Brainwash

Да, я работал с Banksy, он приглашал меня на выставку на станции Ватерлоо. Для многих молодых людей, которые не интересуются классическим современным искусством, он — тот самый Пикассо. Многие обвиняют его в коммерческой стратегии, но я не вижу ничего плохого, чтобы продавать то, что ты хорошо делаешь. А мистер Мозгоправ из «Выхода через сувенирную лавку» — мой приятель. Здорово они с Бэнкси представили это его шоу, да? Рассказчик, конечно, не Бэнкси — это уэльcкий актер.

Pure evil сам собой, и T&P решили спросить у Игоря Поносова, издателя серии книг об уличном искусстве Objects и со-куратора проекта «Стена» на Винзаводе, что он думает о выставке и русском стрит-арте в галереях:

  • «Уличное искусство нельзя приравнять к искусству в галереях. Условия нелегального создания работ в общественном пространстве придают этим работам эффектность, экспрессивность, радикальность. В галерее отсекаются оригинальные мотивы. Как будто заставляем художников играть по другим правилам. Это заметно на выставке в «русском взгляде на Лондон».

  • Работы русских художников — набор стереотипных клише. Видимо, кураторов скорее интересует стиль и техника исполнения работ, а не энергетика. Стиль Лондона предполагает наличие элементов среды, а граффити, вырванное из контекста города, выглядит неактуально и глупо».