Лекция Ильи Ценципера: о Тине Браун, сериализации и коммерчески важной функции мочевого пузыря.

Лекция называлась История изменений медийных форматов. Илья, по собственному признанию — не теоретик, стройной теории не вывел, но успел уложить в 50 минут несколько мыслей и две фотографии Кристины Хендрикс.

Кристина Хендрикс – актриса, исполняет роль рыжей красотки Джоан Харис (Холлоуэй до замужества) в сериале [Mad Men](http://www.amctv.com:80/originals/madmen/).

Первый и основной тезис: деление медиа на форматы определяется тем, какой способ взаимодействия с медийным объектом (статьей, фильмом, книгой) люди выбирают. И этот способ определяется двумя факторами: физиологией и технологией.

Физиология определяет, сколько времени человек готов потратить на потребление медиа. Технологии дают возможность управлять медийным потоком и решать, что читать, что смотреть, как часто и в каком месте. Последние пару лет сожительства с телефонами и ридерами потреблять получается обычно очень часто и в любом месте.

Технологии, при этом, ведут не только к изменению формы и каналов распространения медийных продуктов, но и к изменению самого формата. В частности, текстовые сообщения становятся короче и, как следствие, считает Илья, «больше не надо гнать строку». Необязательно писать роман, чтобы считаться серьезным человеком — и короткие сообщения продаются, покупаются и вполне отражают способности автора. Размер файла, в отличие от толщины книги, никого не волнует.

Вторая идея: сериализация медиа. Все только и делают, что смотрят, рекомендуют и обсуждают сериалы. Сериалы постепенно превращаются в большую форму — сюжеты объемнее, съемки дороже. Поэтому полнометражному кино ничего не остается, кроме как стать аттракционом.

[The Beast Books](http://www.thedailybeast.com/blogs-and-stories/2010-01-22/introducing-beast-books/) – издательство, созданное [Тиной Браун](http://en.wikipedia.org/wiki/Tina_Brown) вместе с [Perseus book group](http://www.perseusbooks.com/perseus/home.jsp). Выпускают книги объемом не больше 50 000 слов в электронной версии и мягкой обложке.

То же самое происходит с журналистикой, будь она на бумаге или в интернете. Газеты не могут себе позволить содержать серьезных репортеров: большая журналистика — это долго и дорого. Газетам остаются новости и светская хроника, а хорошим журналистам — писать большие статьи на злободневные темы и быстро продавать их электронным издательствам вроде The Beast Books.

Будущее, почти наступившее, выглядит так: текстов становится больше, сами они — короче. Текстовая форма вытесняется картинкой. Аудио-формат непонятно, выживет ли, но все это вместе — все равно хорошо.

При поразительно расслабленном взгляде на будущее медийных форматов, Илья Ценципер все же признает, что фрагментация сознания — следствие того гигантского количества информации на нашу голову — не факт, что закончится чем-то хорошим. Внимание рассеянное, фундаментальные мысли, требующие последовательного двухсотстраничного изложения, усваиваются людьми все с большим трудом.

Появилось видео с лекции — смотреть здесь.