Три года назад Брайан Чески приехал в Сан-Франциско с большим рюкзаком и маленьким банковским счетом. Перед ним стояло две проблемы: отсутствие работы и денег, чтобы снять квартиру. Сегодня Чески живет в особняках, вигвамах, квартирах и замках — во всех видах жилья, которые только бывают на свете. Он стал основателем сайта Airbnb.com, где одни люди пускают других пожить в их доме за какие-то деньги. «Теории и практики» сделали перевод интервью Брайана Чески для 99%.

— Как родился Airbnb.com?

— Я тогда только завершил свою работу в ЛА и поехал в Сан-Франциско, собирался жить с другом из RISD (Rhode Island School of Design), Джо Джеббия. Я приехал, и мы поняли, что денег на всех наших банковских картах не хватит, чтобы снять жилье. В таких ситуациях люди становятся очень изобретательными. Мы, по сути, были начинающими предпринимателями, мы знали, что хотели создать компанию, но пока не знали какую.

Оказалось, что в те первые выходные, когда я приехал в Сан-Франциско, там проходила международная дизайн-конференция IDSA. На сайте конференции все гостиницы были забронированы. Мы с Джо пообщались и вспомнили про «bed and breakfast». Идея заключалась в том, что мы можем предоставить площадь дизайнерам, где они могут встретиться, и сделать на этом деньги, чтобы снять квартиру. У нас не было никакой мебели, но в шкафу была надувная кровать.

В итоге мы «приютили» трех человек. Тот факт, что они были из разных точек мира, привел нас к мысли, что, возможно, это и была та новая идея. Забавно то, что даже после первой недели не было ясно, что «Надувная Кровать и Завтрак» перерастет в бизнес. Мы еще мозговали над нашей бизнес-идеей. Только через шесть месяцев, когда мы запустили сайт, мы всерьез занялись своей идеей.

Не сразу стало ясно, что «Надувная Кровать и Завтрак» перерастет в бизнес.

— Как Airbnb.com развивался со времен «надувных кроватей для конференций»?

Airbnb.com появился, когда жизни его соучредителей, как и американская экономика, были на перепутье. Образ американского отдыха менялся, и идея «снять жилье у реальных людей» появилась, чтобы занять место между гостиничным проживанием и бюджетной поездкой.
— Дело стало развиваться, и стало ясно, что люди хотят больше, чем Надувные Кровати. Они хотят дома, хотят пространства в абстрактном смысле этого слова. Они не хотели площадь для мероприятий, они хотели площадь для отдыха, для деловых поездок. И мы подумали — к чему ограничения?

Все начиналось с подселения в гостиные комнаты. Затем пошли в ход спальни, а затем и дома с квартирами. И с того момента начали появляться разные типы площадей, такие как замки, вигвамы, лодки, иглу — да что угодно. Это то направление, по которому мы идем. Мы действительно думаем о себе, как о рынке любой площади.

— Люди, сдающие комнаты, заставили внести много изменений в концепцию Airbnb.com. Что они запрашивают сегодня?

— Люди просят нас о двух вещах. Они хотят иметь возможность бронировать или сдавать разные виды площадей, и они хотят сдавать их на более продолжительное время. Они бы с удовольствием сдали в аренду свой велосипед, парковку, машину. Они хотят иметь возможность сдавать воздушный шар, бассейн — вещи, которые вы даже не представляете.

— У тебя есть бэкграунд в промышленном дизайне. Это имеет какое-то значение для твоего нынешнего занятия?

— Я думаю, что промышленный дизайн относится, в основном, к опыту взаимодействия. Ты становишься пользователем, ты становишься собственной подопытной мышью, ты учишься наблюдать за миром. Важно то, что ты ставишь себя на место пользователя и действительно используешь продукт. Я буквально живу на Airbnb.com. Я бросил свою квартиру и живу только в местах, найденных на Airbnb.com. Это предполагалось как краткосрочный проект, потому что мне нужно было место, куда пойти. И тогда я понял, что именно это и есть мечта промышленного дизайнера.

Другими словами, если бы вы разрабатывали медицинское оборудование, вы бы хотели быть в операционной, наблюдать. Вы бы не хотели смотреть на данные вообще. И это тоже наше видение. Мы думаем об опыте взаимодействия. Мы ставим себя на место пользователя, и мы принимаем решения на основании философии, ориентированной на дизайне.

— И давно вы живете в местах с Airbnb.com?

Воображаемые гитаристы — это люди, которые играют на воображаемых гитарах. Довольно популярное в США занятие, по которому даже проводят чемпионаты.
— Это длится уже три месяца; я меняю жилье примерно каждые пять дней. Это удивительно. Я побывал в уникальных местах, настоящих общественных пространствах. Я жил с одним из лучших воображаемых гитаристов Сан-Франциско, а еще с парнем, который занимает второе место в чемпионате Ski-Ball в США. Я жил в доме одного архитектора; он спроектировал свой дом, и это было прекрасно меблированное, очень открытое и современное пространство, построенное из экологических материалов.

Я считаю свое дело немного экстремальным, это способ раздвинуть границы, но, на самом деле, это то, как поколение людей будет жить и путешествовать.

— Насколько выросла ваша команда с момента старта?

— У нас около 20 людей, работающих в офисе. Мы постоянно обмениваемся идеями и бегаем туда-сюда, у нас все очень динамично. Мы стараемся давать людям большую независимость в том, что они делают, чтобы они могли отстаивать свои идеи.

Каждый, кто работает здесь, много путешествует для Airbnb.com. Половина нашей команды совершила тур по Европе; мы были в Эдинбурге, Лондоне, Дублине, Копенгагене, Амстердаме — это был тур по девяти городам. Каждые несколько месяцев мы едем куда-нибудь большой компанией и останавливаемся в предложенных Airbnb.com местах.

Мы думаем о культуре работы в офисе так же, как о продукте — это что-то, над чем нужно работать. Эту культуру нужно создавать — нужно быть изобретательным. Если же вы думаете, что все происходит по воле случая, тогда продолжайте сидеть в своем офисе.

Основатели Airbnb.

Основатели Airbnb.

— Какие твои любимые площади на Airbnb.com?

— Следующий в моем списке — это вигвам в Сан-Франциско — там есть вай-фай и вообще все. У нас есть несколько свободных самолетов, в них можно ночевать. Также резиденция с жирафами в Кении. Еще древний британский замок в Стаинмор и замок в Марокко. Мне бы хотелось там побывать. У нас есть несколько домов, спроектированных Фрэнком Ллойд Райтом, и удивительное иглу, кажется, в Швейцарии, оно открыто всего шесть месяцев в году, когда холодно.

— Как обычно проходит твой день?

— Утром я проверяю почту, полдня трачу на встречи с людьми, в основном — с кандидатами на работу. Всем этим я занимаюсь до восьми вечера, потом еду в Airbnb.com, где работаю до потери пульса. Я читаю по одной книге в неделю, люблю почитать во время обеда.

— Какой самый главный вызов у Airbnb.com?

— Наш самый главный вызов в том, что мы растем на международном уровне. Когда у тебя есть все эти разные люди с разными культурами, мы должны их поддерживать в плане языка и валюты. Также существует много ожиданий между культурами, особенно когда они делят между собой пространство. В общем, там еще много неизведанной территории.

— Можешь что-то посоветовать другим молодым предпринимателям?

— Советую решать свои проблемы самим, звать своих самых умных, увлекающихся друзей в качестве партнеров и быть готовым к тому, чтобы делать то, чего никто другой не готов делать для достижения успеха.