Изучение городской среды, московская архитектура, распад СССP, проекты Леонардо да Винчи, фотографии из архивов музеев и библиотек, праздничные плакаты 1970—1980-х годов. «Теории и практики» выбрали 7 умных выставок в Петербурге, которые надо успеть посетить в 2011 году и на каникулах.

Альтернативный город


16—25 декабря 2011

Адрес: Лофт Проект ЭТАЖИ, Лиговский пр., 74.

Часы работы: понедельник—суббота, 10:00—22:00.

Цена: бесплатно.

Выставка посвящена изучению городской среды и завершает цикл лекций «Культ.Город» Центра независимых социологических исследований. Проект Model Citizens голландских художников Ваутера Остерхолта и Элке Эутентейс, материалы которого легли в основу экспозиции, — яркий пример того, как можно визуализировать социологическое исследование. В течение 8 месяцев группа художников и социальных ученых подробно изучала жизнь квартала Антикана в центре Каира, который подлежит полной трансформации, а также провела масштабный опрос местных жителей о том, что бы они хотели изменить в своем районе. На основе исследования художники построили две миниатюрные модели квартала: первая представляет собой его реальный вид, а вторая воплощает в себе те изменения, которые в нем хотели бы видеть его жители.

Лилия Воронкова, куратор выставки, исследователь: «В этом проекте художники показывают, что город это не бездушное пространство, существующее отдельно от своих жителей. Важно учитывать их пожелания и стремления влиять на городскую среду, так как без этого невозможно создание гуманистического города — места, в котором удобно и приятно жить, а не просто находиться среди бездушной эстетики и функционализма. Город создают люди и их жизнь в нем».

Распад СССР: историческая неизбежность или преступный сговор?


9—31 декабря 2011

Адрес: Музей политической истории России, ул. Куйбышева, 2—4.

Часы работы: пятница—среда, 10:00—18:00; кассы закрываются на час раньше; выходной день — четверг.

Цена: 100 руб.

Выставка в сослагательном наклонении. Огромная экспозиция в рамках проекта «Советский Союз. Последняя глава», собранная из разных документов: фотографий, видео, вырезок из газет, открытых выступлений политиков, дневниковых записей очевидцев, продовольственных талонов, агитационных и сатирических плакатов, значков, бюллетеней для голосования — пытается ответить на вопрос, что было бы, если бы СССР существовал до сих пор. К тому же, на выставке можно развлечь себя интерактивным тестом на «советскость». Актуальность выставки сложно отрицать особенно сейчас, когда митинги проходят чуть ли не каждые выходные.

Александр Смирнов, куратор выставки, руководитель выставочно-экспедиционного отдела Музея политической истории России: «Мы представляем уникальную экспозицию, ни один музей не пытался так подробно и широко осветить эту тему, несмотря на то, что даже через 20 лет после распада СССР эта тема остается востребованной. Мы не даем никаких ответов, скорее, вовлекаем зрителя, особенно такого, который не помнит тех событий или еще даже не родился на тот момент, в диалог и предлагаем ему увидеть аргументы за и против распада СССР, а также узнать об альтернативных сценариях».

Первая Фотобиеннале историко-архивной фотографии из российских музеев, архивов и библиотек (в рамках II Фотобиеннале Государственного Русского музея)


17 ноября 2011—20 января 2012

Адрес: Мраморный дворец, Миллионная ул., 5/1.

Часы работы: вторник—суббота, 10:00—18:00; понедельник, 10:00—17:00, кассы закрываются на час раньше; выходной день — вторник.

Цена: 50—180 руб.

Больше 20 архивов, музеев и библиотек Петербурга и Москвы прислали на Фотобиеннале свои коллекции: Государственная Третьяковская галерея предоставила экспериментальные работы Лисицкого, Центр фотографии имени братьев Люмьер — советские фотографии 1930-х годов, Мемориальная библиотека князя Г.В. Голицына — портреты, сделанные Кириллом Араповым, неизвестным в России, но прославившимся в Англии. Кадры с Турецкой войны, Толстой с Горьким в Ясной поляне, типология сибирских крестьян, железнодорожные стройки, первые парады на Красной площади, война, пионеры — в общем, полный отчет о России середины XIX — середины XX века.

Все фотографии напечатаны в то же время, когда были сняты. Этим объясняется и нехарактерная для такой масштабной выставки непродолжительность — хрупкость экспонатов не позволяет им быть долго на свету.

Дом, который построил…


20 октября 2011—20 января 2012

Адрес: Мемориальный музей «Разночинный Петербург», Большой Казачий пер., 7.

Часы работы: вторник—суббота, 11:00—17:00; выходной день — понедельник, четверг.

Цена: 70 руб.

Выставка посвящена архитекторам и строителям, которые работали на рубеже XIX—XX веков и создали проекты первого в городе ипподрома, Витебского вокзала, Обуховской больницы, казарменных комплексов и других зданий, многие из которых можно увидеть только на чертежах или макетах, представленных на экспозиции. Рост культурного слоя, разрушения во время войны и современная застройка заметно повлияли на ландшафт Московской части Петербурга. Сравнить то, как она выглядела тогда и сейчас, как могла бы выглядеть, позволяют фотографии, планы и изображения, совмещающие разрушенные и современные здания. Выставка трехуровневая — под экспозицию задействованы все вертикальные и горизонтальные пространства, включая окна.

Образ праздника в советском плакате


6 декабря 2011—31 января 2012

Адрес: Этнографический музей, Инженерная ул., 4/1.

Часы работы: вторник—суббота, 10:00—18:00; кассы закрываются на час раньше;

выходной день — понедельник.

Цена: 50—100 руб.

Еще одна выставка о советском прошлом. Плакаты и афиши 1970—1980-х дают возможность увидеть, как различные праздники — от трудовых до семейных и национальных — работали на поддержание идеи этнической идентичности в СССР. Это отразилось на общей стилистике плакатов — несколько пафосной, с большим количеством использования государственной символики и национальных цветов. Тем не менее, идеологическое давление не помешало развитию плакатной графики и формированию национальных плакатных школ. Особенно хороши представители прибалтийской школы этнофутуризма.

Гений да Винчи


1 октября 2011—31 января 2012

Адрес: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Александровский парк, 7.

Часы работы: понедельник—воскресенье, 11:00—19:00; кассы закрываются на час раньше.

Цена: 200—400 руб.

Путешествующая по всему миру выставка, обосновавшись в Петербурге, довольно органично вписалась в пространство Военно-исторического музея: потрескавшиеся стены и потолок отсылают чуть ли не к эпохе Возрождения, а постоянная экспозиция оружия перекликается с некоторыми из проектов Леонардо. Выставка четко структурирована и разбита по темам: Витрувианский человек и анатомические рисунки, оптика, летательные аппараты, гидравлика и водные механизмы и так далее. Целый отсек посвящен Моне Лизе, где путем препарирования картины через серию снимков в высоком разрешении объясняются все ее секреты: выясняется, что брови у нее все-таки были. Многие объекты интерактивны, что позволяет понять, как работают представленные изобретения. Выставка также снабжена экранами с подробной информацией обо всех экспонатах и жизни да Винчи.

Эпоха дагеротипа. Ранняя фотография в России


5 декабря 2011—5 февраля 2012

Адрес: Государственный Эрмитаж, Дворцовая пл., 2.

Часы работы: вторник—суббота, 10:30—18:00; воскресенье, 10:30—17:00; выходной день — понедельник; кассы закрываются за час до закрытия музея.

Цена: 100—400 руб.

Выставка подробно освещает ту короткую эпоху становления и начала развития фотографии (начало 1840—конец 1860), когда дагеротип еще не был вытеснен бумажным отпечатком, но уже стал распространенным явлением, и потому сделать семейную фотографию дома или в ателье считалось обычным делом. Именно поэтому на выставке представлено так много семейных и одиночных портретов, на которых можно бесконечно рассматривать выражения лиц и детали интерьеров. Дагеротип — искусство светописи, и главная задача куратора выставки состояла в том, чтобы показать, что первые снимки наполнены необыкновенной игрой света.

Среди семейных хроник много редких и интересных работ и с точки зрения истории — есть, например, дагеротипы, подаренные российскому императору самим Дагером еще в 1839 году. Также представлены узнаваемые примеры видовой съемки Петербурга и окрестностей, по которым можно проследить изменения городской среды, и стереодагеротипы, создававшие иллюзию объемного изображения.