© Вика Буковская

© Вика Буковская

Смольный институт свободных искусств и наук в Санкт-Петербурге каким-то чудом остается незамеченным прессой — тем временем, создатели называют его «первым в России факультетом, который основан на принципах либерального образования». Этот проект, который был создан СПбГУ совместно с американским Бард-колледжем, долго существовал в виде образовательной программы, а год назад был преобразован в полноценный факультет. «Теории и практики» выяснили, как устроен факультет, деканом которого работает Алексей Кудрин, лекции проходят во Дворце Бобринских, а студенты сами выбирают, на какие лекции им ходить.

Смольный институт


Название «Смольный» связано с территорией бывшего Смольного монастыря, а не с благородными девицами или с правительством Петербурга, как кажется многим. Именно здесь в 1997 году начали свою работу открытые курсы, устроенные по принципу либерального образования. В 1999 году они переместились на филфак и были преобразованы в программу «Искусства и гуманитарные науки», которая в 2011 году выросла в отдельный факультет СПбГУ, где сейчас учится около 500 студентов. Сегодня факультет располагается в Бобрах — бывшем особняке Бобринских на Галерной улице.

На факультете читают более 300 курсов по 12 направлениям. Студенты сами составляют для себя учебный план, ориентируясь на свои интересы и карьерные перспективы. Причем наряду с курсами с широким охватом (кино, литература, современное и классическое искусство, философия, экономика, международные отношения, социология, актерское мастерство и другие), есть и такие, которые направлены на изучение довольно узких тем, как, например, «1968 год как социокультурный феномен» или «Антропология смеха».

Выпускники факультета получают два диплома о высшем образовании — диплом СПбГУ с квалификацией «Бакалавр искусств и гуманитарных наук» и диплом Бард-колледжа с квалификацией Bachelor of Arts. С 2005 года факультет начал готовить магистров по направлению «Искусства и гуманитарные науки». Выпускники могут продолжить свое образование в магистратурах факультетов социологии и экономики, филфака, международных отношений, в Европейском Университете и питерском филиале Вышки.

Мария Годованная

преподаватель программы «Зрелищные искусства», режиссер экспериментального кино

«Факультет свободных искусств и наук — это хороший старт, чтобы начать узнавать себя, поскольку здесь не нужно сразу принимать решение о специализации. С другой стороны, выбирать свой образовательный маршрут самостоятельно — очень ответственный процесс, так что здесь учат быстро принимать решения. При этом важно понимать, что в основе обучения на факультете лежит именно свобода, а не вседозволенность, и за свой выбор ты отвечаешь перед собой в первую очередь. На мой взгляд, это развивает у студентов способность к критическому мышлению и поиску нестандартных решений, а здесь это очень приветствуется».


  • Алексей Кудрин
    декан Факультета свободных искусств и наук, кандидат экономических наук, профессор, Министр финансов РФ с 2000-го по 2011 год. Читает курс: «Актуальные вопросы экономической политики».
  • Татьяна Черниговская
    руководитель программы «Когнитивные исследования», доктор филологических наук, доктор биологических наук. Читает курсы: Neural Bases of Metaphor Comprehension, «Нейролингвистика».
  • Олеся Туркина
    ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея, искусствовед, куратор. Читает курсы: «Тотальное искусство», «Биеннале, фестивали и ключевые выставочные проекты ХХ века».
  • Андрей Аствацатуров
    руководитель профиля подготовки «Литература», кандидат филологических наук. Читает курсы: «Европейская драма барокко и классицизма», «Литература Западной Европы и США второй половины ХХ века», «Философия и литература: аналитика современного текста».
  • Федор Двинятин
    преподаватель программы «Литература», кандидат филологических наук. Читает курсы: «Классический русский роман», «Пушкин и Гоголь: контрастные основы национальной классики», «Интертекстуальная поэтика».
  • Иван Чечот
    руководитель профиля подготовки «Изобразительное искусство и архитектура», кандидат искусствоведения. Читает курсы: «Микеланджело», «Модернизм и консерватизм в немецком искусстве 1930–1950-х годов: третий Рейх и аденауеровская Германия».

Бард-колледж


Президент Барда Леон Ботстайн — знаменитый американский дирижер, возглавляющий Американский симфонический оркестр. Он стал инициатором одного из самых громких мероприятий колледжа — ежегодного музыкального фестиваля, который проходит в Фишер Центре, спроектированном архитектором Фрэнком Гери, автором Музея Гуггенхайма в Бильбао.

Основной партнер факультета — Бард-колледж, расположенный в штате Нью-Йорк в тихом и живописном кампусе с водопадами, большим садом, викторианскими общежитиями, 5-этажной библиотекой и современными исследовательскими центрами. Сегодня в Барде 50 образовательных программ — от философии и высшей математики до техники живописи и основ киноискусства. Колледж позиционирует себя как «место для размышлений» и представляет студентам уникальную возможность для погружения в образовательный процесс.

Бард выпускает бакалавров и магистров, для последних здесь среди прочего есть отличная программа по кураторству, которую проводит Центр кураторских исследований. У колледжа большой авторитет в научной жизни штата и страны, тут активно привлекают к сотрудничеству профессионалов из сфер культуры, политики и бизнеса.

У студентов Факультета свободных искусств и наук есть несколько возможностей бесплатной учебы в Барде. Во-первых, они могут пройти здесь трехнедельные курсы по английскому языку, а во-вторых, самые лучшие из них могут поехать поучиться в Бард на целый семестр. Американские студенты тоже приезжают учиться на факультет в рамках программы обмена.

Женя Любич

Певица, композитор, автор сольного проекта, участница группы Nouvelle Vague, выпуск 2010, программа «Музыка»

«Благодаря Факультету свободных искусств и наук, один семестр я проучилась в Бард-колледже. Именно там я начала писать свои первые песни на английском, узнала, что такое open mikes, и все время участвовала в джазовых джемах — это приблизило меня к пониманию того, чем я хотела бы заниматься в жизни. Все курсы, которые я выбирала, были связаны с музыкой, которая и сейчас представляет для меня основной интерес.

В 2008 году, после 4-летнего перерыва в учебе, я поступила в магистратуру Смольного. Незадолго до этого состоялось мое знакомство с группой Nouvelle Vague, начались концерты и гастроли по всему миру. Без отрыва от этих туров с группой я продолжала писать курсовые, сдавать экзамены и работать над дипломом. Самое главное, что Смольный дал мне то, чему обычно научить нельзя — колоссальный импульс к самообразованию и развитию. Я стараюсь не сходить с этого курса».

Лена Блиман

Cтарший менеджер и менеджер проектов компании IQ Consultancy, выпуск 2003 года, программа «Социология и социальная антропология»

«Обучение в Барде началось для меня со слов президента, которые я помню до сих пор: «Вы приехали сюда, чтобы попробовать все, пока это не нарушает свободу другого человека. Пробуйте, а мы постараемся вас поддержать и помочь в случае необходимости». И я пробовала, хотя было безумно страшно в первый раз делать социологическое исследование на английском, сочинять песню, рисовать 50 картин с изображением перца — ресурсы колледжа казались мне безграничными, хотелось использовать их по максимуму. Для одного из курсов я собственноручно сделала стул — проводила дни и ночи в мастерской, которая была похожа на пилораму из «Твин Пикса».

Возможно, либеральное образование не дает конкретной специализации и точного понимания того, как строить свою карьеру, но оно делает тебя открытым всему новому и учит тому, что на одно и тоже можно смотреть по-разному и что чем мы больше отличаемся друг от друга, тем интереснее. Мне оно дало возможность понять, как здорово быть не такой, как все, но при этом принимать почти всех, кто не нарушает твою свободу».

Либеральное образование


Современная система либерального образования, концепция которого появилась еще в Древней Греции, ставит в главу угла свободу выбора и индивидуальность — ее главная цель состоит в развитии творческого потенциала каждого студента. Обучение в такой системе строится не по совсем привычной схеме: студенты сами выбирают себе предметы, которые могут быть из самых разных областей — от физики до видеоарта, учатся в малых группах и ведут с преподавателем диалог на равных. Учебные заведения либерального образования предлагают 4 основных направления обучения: искусства и гуманитарные науки, точные и естественные науки, социальные науки, языки и литература.

В Америке такое образование очень распространено, и лучшие колледжи либерального образования даже образуют «Маленькую лигу плюща» (Little Ivies) по аналогии с известной Ivy League, куда входят Йель, Принстон и Гарвард. Факультет свободных искусств и наук — первая попытка создать в рамках российской высшей школы программу классического бакалавриата, в основе которой лежит традиционная для европейской системы образования модель Septem artes liberales.

Маша Небесная

Видеоинженер театра АХЕ, преподаватель мультипликации в детской студии при Русском музее, сооснователь мануфактуры П.Т.Х.

«Новая на тот момент для меня система выбора предметов и преподавателей (не такая, как в школе) сначала прельщала, потом пугала, затем надоела и, наконец, мы с ней свыклись. Сначала выбираешь все курсы и превышаешь количество возможных кредитов, и ругаешься с деканом — мол, я так хочу учиться, а мне не дают. Потом выбираешь ровно столько, сколько нужно, потом и вовсе занят дипломом и ни до чего нет дела.

Скажу, наверное, банальность, но наш преподавательский состав просто уникальный и замечательный — прямо, как в Хогвардсе. Нина Савченкова, Маша Годованная, Федор Двинятин — навсегда со мной. Правда, в какой-то момент мне казалось, что выйдя из института, я буду взвешивать конфеты в супермаркете у дома, но потом вдруг все как то закрутилось, и все то, чему я научилась за последние 2 года, пригодилось мне. Теперь я работаю, можно сказать, по профессии».

Илья Орлов

Художник, выпуск 2007, программа «История цивилизаций»

«Когда я поступал в Смольный, у меня уже была профессия и карьерные перспективы, поэтому в учебе меня привлекало нечто другое: свобода, горизонт, мышление. Теперь я знаю, что занятия философией меняют твои повседневные привычки мышления, что работа в архиве развивает волю и чувство юмора, что изучение истории помогает понять повседневную жизнь, а классическое искусство пробуждает интерес к искусству современному. Иначе как бы стало возможным, что я, прилежно изучавший политические науки и историю революции, увлеченный немецкой классической философией и современным марксизмом, начал заниматься искусством? Причем на практике, в самом прямом смысле «размазывания краски» по холсту. Мне стало интересно. Это настоящая жизнь, в которой есть смысл, содержание, настоящая работа».

Библиотека


Библиотека факультета создана в 1999 году при поддержке программы High Education Support (HESP) и Бард-колледжа. Все ресурсы находятся в открытом доступе. Чтобы соответствовать требованиям учебного процесса, библиотека постоянно пополняется по заявкам преподавателей. Сейчас ее фонд насчитывает более 14 000 книг, журналов и аудиовизуальных материалов, а также включает в себя несколько специальных коллекций:

— немецкая библиотека герцогини Дианы Вюртембергской, основанная по инициативе Ивана Чечота. Это собрание немецкой и русской литературы по культуре, искусству, литературе и истории Германии, книги подарены герцогиней и Институтом имени Гете в СПб, Библиотекой Мюнхенских художественных собраний и нескольких немецких университетов.

— коллекция композитора Бориса Арапова — партитуры и книги по теории музыки.

— коллекция Центра гендерных проблем — книги и монографии по гендерным исследованиям.

Также у Факультета есть своя уникальная система сетевого и дистанционного обучения — Sakai@СПбГУ. Это виртуальный ресурс, где студенты могут общаться между собой и с преподавателями, обсуждать занятия и свои работы, узнавать о переносе лекций, консультироваться перед экзаменами, получать материалы по всем читаемым курсам. Помимо этого здесь доступна информация о событиях на факультете и за его пределами, программах студенческого обмена, стипендиях и грантах. C помощью Sakai@СПбГУ можно искать нужные книги по каталогам библиотеки факультета и Научной библиотеки СПбГУ, а также по полнотекстовым электронным коллекциям EBSCO, JSTOR, Science Direct.

Научная жизнь


Центр научной жизни — лаборатория «Смольный коллегиум», которая была создана в 2003 году по модели европейских институтов высших междисциплинарных исследований. Лаборатория проводит крупные международные конференции и открытые семинары с привлечением известных социальных ученых, художников, кураторов, правозащитников и журналистов. Самые известные выглядят примерно так:

«Смольный Коллегиум» каждый семестр выделяет грант и принимает от одного до трех стипендиатов — исследователей из российских региональных вузов. Деньги выделяет Фонд Карнеги, а проблема сформулирована так: «внутренняя разобщенность российской академической среды после падения коммунизма».

— семинар «Критика социальных и гуманитарных наук», в ходе которого проходят обсуждения мировоззренческих и эпистемологических проблем и презентации научных и исследовательских достижений. Тут ведутся дискуссии о центральных проблемах развития общества и места науки в нем, а выступать приезжают Олег Аронсон, Франсуа Артог, Татьяна Венедиктова, Ханс-Ульрих Гумбрехт, Катриона Келли, Жак Рансьер и Александр Филиппов.

— семинар «Дискуссии об искусстве и эклектике» стартовал в 2010 году как серия встреч с известными российскими и международными художниками, кураторами, режиссерами, архитекторами и киноведами. Сейчас кураторы семинара режиссер Мария Годованная и искусствовед Станислав Савицкий составляют программу на 2012 год и обещают много интересных гостей. Стоит верить — среди спикеров уже были Марк Нэш, Штефан Лутчингер, Мия Масаока, Петр Швецов и Андрей Рудьев.

— на семинаре по правам человека рассказывается о современных исследованиях в области, обсуждаются проблемы преподавания этого предмета и анализируется состояние прав человека в современной России. Приглашают представителей известных российских и международных организаций — Human Rights Watch, «Мемориал», Центр исследований модернизации ЕУСПб.

— лаборатория когнитивных исследований, которая была создана на Филологическом факультете СПбГУ в 2005 году для проведения исследований, связанных с изучением специфики языка как средства познания и коммуникации, в 2011-м была переведена на Факультет свободных искусств и наук. Под руководством известного психолингвиста и биолога Татьяны Черниговской здесь ведется изучение ментальной грамматики и коммуникативного взаимодействия.

Данила Расков

Руководитель программы «Экономика», кандидат экономических наук

«На факультете открывается Центр исследований экономической культуры, который будет проводить научные и исследовательские мероприятия, что привлечет на факультет известных российских и международных экономистов и социологов. В планах Центра на этот год — регулярный семинар «Экономика и культура» и две большие международные конференции, куда приглашены такие выдающиеся ученые, как Питер Бергер, Янош Корнаи, Митчел Аболяфия, Олег Ананьин и другие».

Дарья Бочарникова

Докторант исторического факультета Европейского университетского института во Флоренции, выпуск 2007, программа «История»

«Пожалуй, квинтэссенция моего опыта учебы в Смольном — это междисциплинарный семинар «Критика социальных наук». Дискуссии там всегда были острыми и злободневными, оставаясь при этом живыми и остроумными. Именно тогда мне стало очевидно, что читать, писать, размышлять и спорить — чудовищно увлекательно и невероятно важно. Так Смольный разбудил во мне гражданина, гражданин — молодого ученого, а ученый — будущего преподавателя. Но, впрочем, это еще в планах, а пока я благополучно дописываю диссертацию по истории архитектурной профессии в Советском союзе и составляю программы курсов, которые мне предстоит читать со следующего года».

Студенческая жизнь


На факультете есть ряд инициатив и мероприятий, не связанных с учебой — например, футбольный клуб, где преподаватели играют против студентов, студенческий клуб Oeconomia liberalis для проведений общефакультетских дискуссий или класс актерского мастерства. Одна из особенностей студентов Смольного в том, что здесь нет четкого разграничения на курсы, так как один и тот же предмет может посещать и первокурсник, и тот, кто уже заканчивает. В связи с этим, отношения между студентами возникают на основе общих интересов к одним и тем же темам. С другой стороны, наличие индивидуального плана у каждого студента способствует некоей разрозненности между ними — все общаются малыми группами и пересекаются не так часто, ведь каждый семестр у тебя новые одногруппники.

Мария Матвеева

3 курс, программа «Социология и антропология»

«Сначала на классе актерского мастерства было совсем туго — все эти упражнения вроде «Покажи мне холод» заставляли нас чувствовать себя неуклюже. Естественно, всем сразу хотелось драматургии (с большой буквы), а не деревья изображать. Но потом у нас сколотилась актерская тусовка, которая бегала с непонятными шапками, красками, поленьями и всех интриговала. Стали оставаться после занятий допоздна, чем очень бесили охранников, шумели на весь коридор. Ставили номера про бомжей, деревенских старичков, про что только не ставили, даже кусок из сериала «Друзья» как-то замутили, просто так, для себя. Искали аранжировку, работа кипела!

А вот с клубами как таковыми у нас дело плохо. Мы не того сорта факультет, где все все делают вместе, у нас многие даже не знают своих однокурсников, если никогда не были с ними на одном предмете. Отсюда и праздники не лепятся — нет коллективизма. Хотя дружба, если появляется на факультете, то настоящая, это я много раз видела: люди находят людей с похожими взглядами и держатся друг друга».

Лолита Малышева,

4 курс, программа «Музыка и театр»

«Нам свойственна вялость или пофигизм по отношению к студенческой внеучебной жизни. Те, кто пытается быть активными, в основном, занимаются организацией учебы, центров карьеры, конференций и т.п. Скепсис по отношению ко всему, развитое критическое мышление и претензия на «европейскую» молодежь с русской дисциплинированностью — вот что из себя представляют студенты факультета.

В общем, у нас есть возможность и время учиться тому, что нам, как мы считаем, действительно нужно».

Кирилл Якимец

4 курс, программа «Кино и видео»

«Есть несколько мест, где смоляне часто бывают: это все бары на Думской, «Стирка» и «Новая Голландия», потому что она близко. Кстати, преподавателей там тоже можно встретить. Многие завсегдатаи «Родины» и «Дома кино», часто ходят на выставки в Эрмитаж, Эрарту, в Курехинский центр. Я думаю, практически на каждом андеграундном культурном событии можно встретить студента нашего факультета».