Студенты, которые учатся в других странах, рассказывают, в чем разница между образованием в России и за границей.

Даша Проклова, 23 года


— Где, чему ты учишься, как давно? Как так случилось, что именно здесь?

— С сентября прошлого года я учусь в магистратуре университета Тренто по специальности «Когнитивная нейробиология». Это наука о мозге и о том, как мышление, эмоции, память связаны с его биологическим устройством. Для меня это уже давно самая интересная тема на свете, и мне хотелось продолжить образование в этой области, совместив это с тягой к путешествиям. Я подала документы в несколько европейских вузов, и с Тренто все сложилось удачнее всего — меня приняли на англоязычную программу и дали стипендию. Кроме того, здесь с прошлого года учится мой молодой человек, так что выбор был несложный. Тренто — очень красивый маленький город на севере Италии, в горах.

— Как выглядел процесс поступления? Была ли возможность получить грант?

— Нужно было собрать пакет документов: мотивационное письмо, резюме, две рекомендации от руководителей, сертификат TOEFL (не меньше 80 баллов за internet-based test) и заверенный перевод диплома. В случае, если тебя принимают, можно начинать собирать документы для стипендии: ее размер зависит от финансового положения. Помимо стипендии была возможность получить дополнительный грант от университета SISSA в Триесте (город на границе Италии и Словении), что я и сделала, и второй год программы проведу там.

— Ты училась в российском вузе? Какие воспоминания?

— До этого я четыре года изучала математику в Новосибирском государственном университете, но без всякого вдохновения: главным образом потому, что после школы — и большую часть времени в вузе — я совершенно не представляла, чем хочу заниматься. На третьем курсе я прочитала книжку Мэтта Ридли «Геном» и была настолько поражена, что некоторое время хотела стать генетиком, но не знала, что для этого предпринять. Перспектива еще четыре года с нуля изучать биологию меня пугала. Так что я закончила университет, прочитала еще миллион вдохновляющих книг, поняла, что нет ничего интереснее мозга, и наконец нашла магистерскую программу, для которой пригодилось математическое образование. Самое интересное, что здесь у нас тоже полно математики, но вся она привязана к конкретным задачам — дизайну экспериментов и обработке данных — и ненавистные мне когда-то статистика и программирование внезапно стали очень захватывающими.

Для меня главное отличие между учебой в России и за рубежом в том, что иностранные профессора стремятся в первую очередь заинтересовать студентов предметом и вдохновить их на самостоятельное изучение. В России студентам надо самим разбираться со своим вдохновением, а у преподавателя главная задача — просто изложить материал. Тоже нормальный подход, но в результате большая часть аудитории, кроме самых мотивированных, сидит с потухшими глазами.

— Где ты сейчас живешь?

— Мой факультет находится в Роверето — уменьшенной копии Тренто в 20 километрах от него — и здесь же мне дали комнату в общежитии. До универа идти 15 минут (как и до любой другой точки в Роверето), условия отличные — большая комната на двоих с отдельной ванной, мини-кухней и балконом с видом на горы. Тут все время что-то происходит — соседи готовят какие-нибудь национальные блюда, мы устраиваем кинопросмотры в комнате с проектором или просто ходим друг к другу в гости. В России я никогда не жила в общаге и очень рада, что получаю этот опыт здесь. Будет очень жалко уезжать в Триест через полгода — там нам предстоит уже самим искать квартиру.

Роверето

Роверето

— Какие бонусы дает статус студента?

— Как и везде — скидки (в транспорте, музеях и т.д.) и возможность участвовать в разных поездках и экскурсиях, организуемых университетом. Хотя для меня самый главный бонус — библиотека нашего факультета. Там есть практически все, что мне нужно для счастья.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— Сдаю экзамены, ищу лабораторию для стажировки в следующем семестре, определяюсь с темами, которые мне будет интересно изучать. Попросилась в проект к самому крутому профессору, и он, кажется, согласился. Заодно начинаю присматривать летние школы.

— Как успехи?

— Все хорошо, но будет еще лучше, если я научусь правильно распределять время и все успевать. Пока что есть ощущение, что я использую процентов десять из того, что мне здесь доступно.

— Какой у тебя самый крутой профессор?

Питер Це приехал в Тренто в годичный отпуск из Дартмутского университета. Он преподает когнитивную психологию, но мозгу посвящает в лучшем случае половину лекции — остальное время он обсуждает со студентами падение Рима или эволюцию жизни на земле.
— Я могу часами рассказывать про каждого, но круче всех профессор Питер Це, который любит на парах описывать какой-нибудь эпизод своей невероятной биографии: вроде велопутешествия по Монголии или радикальной смены карьеры, когда он бросил успешный бизнес ради смутных научных перспектив. И это отлично, потому что про мозг можно почитать в любом учебнике, а рассказ конкретного человека о том, каким странным путем он пришел в науку, — это очень редко и ценно. **— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.** — В первом семестре мы учились с понедельника по четверг, в среднем по четыре пары в день с перерывом на обед. Второй семестр обещает быть еще более загруженным. Занятия обычно начинаются в 9:00 и заканчиваются после 17:00. После этого я иду либо на итальянский, либо в библиотеку, оказываюсь дома совсем поздно. Особенно крутые дни случаются пару раз в месяц — я еду в центр изучения мозга и участвую в экспериментах, которые проводят ученые и аспиранты с нашего факультета. Удивительно, но за это еще и платят — от 15 до 70 евро.
Во время участия в экспериментах можно испытать на себе все современные техники изучения мозга, узнать, чем занимаются в местных лабораториях, и заодно бесплатно заполучить МРТ-сканы своей головы.

— Какое самое главное знание или умение, которое ты получила в процессе обучения?

— Я перестала бояться программирования, минимально освоила итальянский и усовершенствовала английский. Хотя главные знания и умения впереди — все профессора повторяют, что учиться надо не на лекциях, а в лаборатории.

— Дорого жить и учиться?

— Учусь я бесплатно, но вообще север Италии — это дорогой регион, так что из-за трат на еду и транспорт стипендия тает быстро. Домой летать дорого, зато относительно дешево путешествовать по Европе. Вокруг много чудесных городов всего в паре часов езды на поезде — Верона, Венеция, Болонья. Тренто находится недалеко от немецкой и австрийской границ, но туда я пока не добралась.

— Планируешь вернуться?

— Да, если тоска по родине пересилит желание путешествовать и если дома найдется интересная работа. Но сейчас самое время путешествовать.

— Где будешь работать, когда выпустишься?

— Буду получать PhD — возможно, в какой-нибудь новой стране. Если после этого я вдруг раздумаю становиться ученым, буду научным журналистом — думаю, надо как-то применять мой постоянный восторг от ученых и их открытий.