Riddler из телесериала «Бэтмен» (1966).

Riddler из телесериала «Бэтмен» (1966).

Культура нон-фикшн литературы, родившаяся на Западе и благополучно там процветающая, постепенно приживается и в умах российских ученых и писателей. О том, как написать захватывающую научно-популярную книгу, в своем эссе подробно рассказывает Е. Пол Зер — профессор кинезиологии и неврологии и глава Лаборатории реабилитационной неврологии в Университете Виктории, который написал книги «Стать Бэтменом: возможности супергероев» и «Изобретение Железного человека: возможности человеческой машины».

Отправной точкой этой истории стал пятничный вечер пять лет тому назад. Тогда я сидел в своем кабинете и работал над грантом. Эта часть должно быть знакома многим. Я искал в [Google Scholar](http://scholar.google.com/) информацию о публикации одной из моих последних работ. Обычно я просто просматривал до нужного мне места, но тем вечером задержался на статистике цитируемости. Моя наиболее цитируемая работа была упомянута около 150 раз. Обычно я бы посмотрел на эту цифру и отметил бы, что в той научной области, которой я занимаюсь, все, что имело индекс цитирования более ста, считалось очень влиятельным исследованием. Но тем пятничным вечером мне так не показалось. Вместо этого я мысленно представил себя адвокатом дьявола и спросил: «А что, если это число означает, что мою самую важную работу прочитали только эти самые 150 человек?» В тот период моей жизни я часто задумывался о влиянии своих работ на общество и моем вкладе. Естественным образом возник и следующий вопрос: 150 читателей — это много или мало? И если мало, то сколько же их должно быть, чтобы оказывать влияние на социум? Первый вопрос — довольно личного характера, надо отметить, и требовал такого же личного ответа. Но для меня было очевидно, что моя традиционная наука не оказывала достаточного влияния на жизнь общества. Я подумал, что мне нужно напрямую обратиться к более широкой аудитории. Именно тогда я решил, что распространение науки в кругах широкой общественности станет главной частью как моей научной, так и преподавательской деятельности. Это решение привело меня в самое начало пути как автора книг, нацеленных на повышение научной грамотности. Я — опытный профессор, работающий в одном из ведущих канадских университетов и ученый-исследователь в области неврологии, кинезиологии и прочих чудес человеческого тела. За все время я опубликовал более 75 научных работ, сотни рефератов и за последние 20 лет получил много миллионов долларов в виде грантов. Определенно мне удалось добиться влияния на академическую среду. Но этого было недостаточно. Я знал, что общение с публикой и популяризация науки — вот что станет моей миссией. Мне нужно было подумать о том, как наиболее уместно и своевременно связать между собой научные концепции и общественные интересы, сделать это доступно и привлекательно. Именно это и столкнуло меня лицом к лицу с Бэтменом и Железным человеком. Развивающийся способ для популяризации науки — это соединение научных теорий с изображениями, лицами и образами, уже хорошо известными в поп-культуре. Научная фантастика, фильмы и тв-шоу о супергероях были и остаются чрезвычайно популярны. Они представляют прекрасные возможности для исследования того, как научные теории были использованы или опровергнуты — в поп-культуре, которая привычна и знакома многим.
**Книги Е. Пола Зера:**

Inventing Iron Man: The Possibility of a Human

Becoming Batman: The Possibility of a Superhero

Такие суперпопулярные фильмы, как «Железный человек», «Капитан Америка» или «Темный рыцарь», иллюстрируют интерес общества к возможности стать супергероем —пусть только на время фильма. Для ученых эти фильмы предоставляют возможность наладить коммуникацию с обществом и рассказать о своих работах. Я остановился на Бэтмене и Железном человеке потому, что оба героя изображены как обычные люди, использовавшие тренировки (Бэтмен) или технологии (Железный человек) для того, чтобы достичь невероятных, но в то же время правдоподобных результатов. Именно эта часть их легенды, подкрепленная тяжелой работой, открытиями и достижениями, и делает их привлекательными. В моих книгах я развернул историю и задал вопрос по существу: «Реальны ли эти истории с научной точки зрения? И если да, то как это работает и что значит?»

В обеих книгах я объяснял теории неврологии обычному читателю, используя физические и технологические чудеса художественных персонажей, чтобы объяснить работу механизмов человеческого тела в реальности. Книга включала следующие теории: иерархическую организацию нервной системы, супраспинальный и спинно-мозговой рефлекс контроля движения; адаптации нервной системы в ходе обучения навыкам и моторным движениям; нейропсихологию тренировок в области боевых искусств и борьбы; патопсихологию сотрясений мозга; нейропластичность вследствие повреждений и тренировок; корковые соматосенсорные и моторные карты и фантомные боли в ампутированных конечностях и концепцию нейропротезирования, включая нейро-компьютерный интерфейс.

Моя основная цель в написании этого эссе состоит преимущественно в том, чтобы поощрить других ученых-единомышленников оценить важность привлечения широкой общественности в допустимой форме и подумать об интеграции ключевых моментов поп-культуры в их собственную пропагандистскую и преподавательскую практику.

За все время я получил бесчисленное количество писем от людей, прочитавших «Бэтмена» и «Железного человека»: многие читатели поблагодарили меня за новые знания о работе человеческого организма. Снова и снова читатели писали мне что-то вроде: «Я и подумать не мог, что мускулы работают подобным образом» или «Я не знал, что мои кости могут меняться».

Совсем недавно я получил сообщение, которое позволило мне понять, что то решение, которое я принял пять лет назад, было правильным: «Последние несколько лет я провел в путешествии, чтобы привести себя в форму. Прочитав вашу книгу, я приступил к более детальному исследованию. Этот вдохновляющий опыт заставил меня оторвать задницу от дивана. Может показаться смешным, но когда я был маленьким, я хотел стать Бэтменом. На сегодняшний момент я знаю, что никогда не смогу выйти на улицу бороться с преступностью, но я хотя бы ощущаю себя в достаточной для этого форме, если мне придется. Спасибо за написание этой прекрасной книги».

Письмо от читателя вряд ли принесет очередной исследовательский грант или повышение. Но это именно тот эффект, который позволяет мне чувствовать себя гораздо лучше относительно моего вклада в общество и о том, что однажды результат всей моей работы может быть взвешен и оценен. Этого влияния мне достаточно, чтобы жить спокойно.