В августе прошлого года запустился стартап Class Dojo — приложение для смартфона, которое позволяет школьным преподавателям управлять поведением своих учеников. Сейчас его используют десятки тысяч учителей в 30 странах мира, а американский телеканал NBC назвал Class Dojo лучшей образовательной компанией 2011 года и вручил приз в 75 000 долларов. T&P выяснили подробности у сооснователя проекта Сэма Чаудхари.

Приложение работает так: у каждого ученика в классе есть свой профайл с количеством очков. Очки даются за достижения (к примеру, креативность или упорство) и отнимаются за проступки: опоздание или грубость. Чем больше очков, тем выше уровень. Учитель проецирует интерфейс прямо на доску, так что весь класс видит, как радуются или расстраиваются их аватары. Результат такого подхода мгновенный: первую неделю дети пребывают в восторге от своих профайлов, а потом меняется их поведение.

Секрет успеха ClassDojo в нескольких главных принципах. Первый — фидбэк в режиме реального времени — сразу после того, как ученик сделал что-нибудь хорошее. Например, Джон прочитал интересный доклад — он получает +1 за креативность и +1 за упорство. Его аватар — желтая панда с рогами — прыгает и пляшет. Второй — фокус на заслугах, а не провинностях: детей нужно хвалить.

«По сути, есть два вида признания, — считает основатель проекта Сэм Чаудхари. — За академическую успеваемость от учителя и за шалости — от сверстников. Представим себе ребенка, которому не даются хорошие оценки, а внимания все равно хочется. Единственный выход — плохо себя вести. И вот наша задача — изменить эту систему так, чтобы признание давалось за хорошие, благородные и правильные поступки».

Типичный процесс воспитания строится на наказании после того, как ученик провинился. ClassDojo предотвращает причину провинностей, концентрируясь на достижениях.

К тому же, оказалось, что получать очки, даже если они ничего не значат, нравится всем. Взрослым тоже — достаточно вспомнить приложение Foursquare.

Эффективнее всего ClassDojo действует на аудиторию от детского сада до восьмого класса школы. Структура приложения одна и та же для всех возрастов и работает одинаково успешно. За нее ответственны профессора психологии из Стенфорда и Колумбийского университета, которые участвовали в разработке. Впрочем, аватары в виде розовых драконов, которые так нравятся пятилетним, не слишком впечатляют старших школьников — над этим Сэм и его партнер Лиам будут работать в ближайшее время.

Кроме нового дизайна в будущем появятся интерфейсы для самих учеников и их родителей. Пока что родители участвуют в процессе только в роли наблюдателей — учителя каждую отправляют им профайл их ребенка с очками, которые он заработал.

«Непослушные дети остаются такими и дома, а врачи чуть что прописывают детям лекарства от синдрома дефицита внимания. Это гигантская индустрия в Америке, в ней крутится 6—7 миллиардов долларов. Статистика заболеваний в 10 раз выше, чем в любой другой стране. Это дикость, вопрос правильного подхода к психологии», — объясняет Чаудхари. ClassDojo планирует предложить решение проблемы почти национального масштаба. Профайлы помогают родителям лучше понимать, что с их детьми происходит в школе — если они захотят что-то изменить, ClassDojo даст рекомендации. На этом Сэм и Лиам планируют зарабатывать, пока же программа не стоит ничего: «Мы не хотим брать деньги с учителей, бюджеты и так ограничены. Большинство школ даже не может себе позволить обзавестись гаджетом для каждого ученика — дай бог, чтобы у учителя был смартфон». В будущем, когда собственные планшеты и ноутбуки появятся у всех школьников, ClassDojo запустит студенческие аккаунты по модели социальной сети.

Гиперцель Сэма и Лиама даже не в том, чтобы забияк превратить паинек, а в том, чтобы воспитать хороших людей (тут впору извиниться за пафос). Программа акцентирует внимание на личностных качествах, которые в школах просто игнорируются: лидерство, концентрация, соучастие. «В школах предполагают, что если человек играет в баскетбол, он будет успешно работать в команде. На самом деле, одно из другого совершенно не следует», — считают основатели проекта.

Сэм приводит в пример исследование профессора и нобелевского призера Джеймса Хекмана, который в течение 40 лет изучал дошкольное развитие детей. Результаты показали, что развитие личностных качеств человека с ранних лет приводит к позитивным изменениям во всех социо-экономических сферах его жизни: от успеха в карьере до счастливых личных отношений: «Мы начали этот этический сдвиг в лучшую сторону с решения смежных проблем. Поведение — это крошечная верхушка айсберга, которым является индивидуальность. Если мы найдем правильный подход к воспитанию каждого ребенка в мире, можно что-то поменять в действительно большом масштабе. ClassDojo — маленький шаг в этом направлении».