Каждому, кто хоть раз выполнял какое-либо творческое задание, знакома ситуация, когда работа остановилась, вдохновение пропало, идей нет, а вокруг все отвлекает и не дает собраться с мыслями. В английском есть для этого специальный термин — creative block. Автор блога ISO500 решил расспросить востребованных дизайнеров, художников и представителей других творческих профессий о том, как они преодолевают творческий ступор и откуда черпают идеи, и в результате получил 15 советов, как вернуть потерянное вдохновение.

Николас Фелтон

Входит в число 50 самых влиятельных графических дизайнеров США по мнению Fast Company. Является соучредителем сайта Daytum.com — сервиса, позволяющего систематизировать ежедневные занятия и составлять для них графики.

«Я стараюсь по-разному проживать каждый год, и у меня есть своя схема. Если год нечетный (например, 2009-й), я много путешествую и фокусируюсь на своих собственных проектах. В четные годы я стараюсь больше работать и зарабатывать. В 2005 году я провел 5 недель, путешествуя по миру, а в 2007 году три недели ездил по Китаю, Тибету и Непалу. После обоих путешествий я вернулся к работе полным творческой энергии, новых идей.

Еще одна моя стратегия — соглашаться на все предложения, даже если их больше, чем я могу выполнить. Повышение требований к себе и страх провалить дело всегда держат в тонусе».

Том Мюллер

Графический дизайнер из Бельгии, основатель собственной студии helloMuller Ltd, занимающейся графикой и иллюстрациями.

«Я вдохновляюсь самыми обыкновенными вещами, которые меня окружают. У меня редко бывает полное отсутствие идей: что-то все время вертится в голове, и тут уже вопрос в расстановке приоритетов и распределении времени.

В поисках вдохновения можно обращаться к своим же работам: работая над одним шрифтом целый год, я периодически заимствовал из своих старых дизайнерских набросков. Поэтому не забывайте про свои блокноты, да и вообще старые предметы — это настоящее сокровище: мне в работе очень помогло рассматривание обложек старых книг и постера «Хиросима» Уима Кроуэлла.

Так что дерзайте: идеи повсюду — они обязательно возникнут, особенно если специально их не искать».

Одри Кавасаки

Художница из Лос-Анджелеса, известная своими иллюстрациями с едва уловимым эротическим намеком, сочетающими технику японской манги и арт-нуво.

«Когда все идеи заканчиваются, это значит, что я просто не могу сконцентрироваться и терпеливо засесть за работу, или меня беспокоит что-то, не имеющее прямого отношения к делу. За годы я выработала тактику: просто надеть наушники и слушать музыку. Музыка помогает дистанцироваться и не отвлекаться на постороннее. Хотя в последнее время я в таких случаях слушаю аудиоподкасты — в них можно найти много вдохновляющих историй».

Хой Вин

Директор дизайн-отдела NYTimes.com, который, в частности, разработал приложение Mixel — инструмент для составления коллажей из любых фотографий и картинок.

«Мой рецепт — много читать и делать много набросков или черновиков. Чтение — это долгосрочный вклад в свое развитие: нужно постоянно накапливать идеи, мнения, детали, точки зрения, метафоры и символы, чтобы потом приступать к любому проекту с огромной базой знаний и источников вдохновения, а с помощью набросков можно активировать всю пассивную информацию, которая хранится в голове.

Визуализация разных идей — даже несвязанных друг с другом — в итоге подскажет, чего именно тебе не хватает в проекте. Главное — рисовать быстро и не задумываясь, ни в коем случае не прорисовывая детали: так ты думаешь не об исполнении рисунка, а о его содержании».

Ким Хольтерманд

Фотограф из Дании, специализируется на съемке архитектуры и ландшафта, начал карьеру всего пару лет назад, так что продолжает работать экспертом по отпечаткам пальцев в отделе криминалистики датской полиции.

«Только музыка может вернуть мне творческий настрой — это неиссякаемый источник креатива. Многие из моих работ были созданы под треки от Sigur Rós (это музыка на все времена), Hammock, Max Richter, Air, Dead Can Dance, Helios, Johann Johannsson, Jonsi and Alex, M83, Olafur Arnalds, Trentemøller… В общем, я могу продолжать бесконечно».

Джаспер Гудалл

Иллюстратор-фрилансер из Бирмингема. Занимается продвижением собственного лейбла купальных костюмов JG4B и называет их искусством, которое можно носить.

«Мне помогают несколько вещей: во-первых, оторваться от компьютера. Поехать в какой-нибудь город, в котором я еще не бывал, и просто побродить: однажды я сел в кафе в Берлине, и в голову пришло столько идей, что я искренне не знал, что с ними делать.

Еще я хожу в библиотеку местного Университета искусств и дизайна: там можно просмотреть старые издания журналов о дизайне и фотографии. После я прихожу домой, распечатываю понравившиеся статьи и картинки и вклеиваю их в толстую тетрадь. Идей после этого — хоть отбавляй».

Эрик Шпикерманн

Легендарный немецкий типограф, профессор Бременского Университета, соотечественник и продолжатель дела первопечатника Гутенберга. Считает свой интерес к типографии неизлечимой болезнью и называет типографической манией.

У меня есть 5 советов:

Отвлекайся. Займись чем-нибудь другим, что тебя отвлечет — помой машину или разбери старые файлы на компьютере.

Думай. Откинься в кресле и просто перестань контролировать свой поток мыслей.

Исследуй. Ищи информацию, подними свои старые проекты, но избегай Google —

можно потратить слишком много времени, прежде чем натолкнуться на что-то полезное.

Делай наброски. Рисование — это здорово, даже если ты совершенно к этому не способен. Визуализация мыслей сразу их оживляет.

Разделяй. Отвлекись от проблемы, разбей свой проект на маленькие части и собери их обратно в одно целое.

Джи Ли

В данный момент занимает должность креативного директора Facebook. До этого работал на аналогичной позиции в Google. Не только ведет креативные разработки, но и читает лекции по всему миру — в том числе, давал мастер-класс в СПбГУ.

«Когда наступает «идейный ступор», я делаю несколько вещей. Надолго иду в душ — там смываются старые мысли, и я чувствую, как обновляюсь. После этого я убираюсь в квартире: не могу думать, когда кругом бардак. Если результата все еще нет, я еду кататься по окрестностям на велосипеде и стараюсь не думать о своем проекте вообще. Так или иначе, эта схема всегда работает».

Си Скотт

Графический дизайнер и иллюстратор из Великобритании, знаменитый своими бумажными 3D-моделями. Читает лекции в Leeds College of Art and Design, периодически — в разных городах мира. Среди его заказчиков были Vogue, Nike и Tiffany&Co.

«Со мной довольно часто случается, что я не могу ничего придумать, но так бывает у всех творческих людей. Я понял, что есть только один способ преодолеть это: не сидеть и ждать, пока вдохновение вернется, а продолжать работать, использовать все идеи, которые есть, какими бы неподходящими они не казались».

Designunit

Датская студия дизайна, специализирующаяся на моде, дизайне книг и журналов, создании видео.

«В нашей студии только два креативщика. Для каждого отдельного проекта мы привлекаем разных людей, фрилансеров, которые, на наш взгляд, наиболее подходят для выполнения данной работы. Мы все время ищем источники вдохновения и обязательно записываем их, чтобы потом в случае необходимости вернуться к ним снова. Это могут быть предметы на улице, на которых остановился взгляд (их надо обязательно фотографировать), книги, модные показы, фильмы, блоги и т.д. Так что каждый раз, когда мы начинаем новый проект, мы обсуждаем вещи, которые могут привести нас на правильное настроение, и делаем мудборды — коллекции вдохновляющих нас картинок».

MINE

Студия графического дизайна из Сан-Франциско, на сайте которой нет вообще ничего, кроме одной надписи: «Мы делаем книги, упаковку, графику и интерактивные кампании для визионеров в области науки, революционеров в области образования, авторов бестселлеров, музеев, гигантских телекоммуникационных корпораций и голливудских продюсеров».

Ты застрял, если всерьез веришь, что идей нет, не знаешь, как выбраться из застоя, и если ты знаешь, как выбраться, но сомневаешься в своих силах. В этих случаях делать надо так:

Я спрашиваю себя, а правда ли я застрял? Иногда мы все еще генерируем массу идей, но зачем-то себя убеждаем в том, что это творческий кризис. И потом, творческий кризис — это тоже что-то новое: нужно воспринимать его как новый опыт.

Я ничего не делаю. Если ты застрял — это значит, ты не можешь четко обозначить проблему, которая мешает идти дальше. Лучшее лекарство в этой ситуации — новая перспектива. Абстрагировавшись от проблемы, я могу лучше ее рассмотреть. Я могу сходить в кино или в музей — так или иначе, новые впечатления сами натолкнут меня на правильное решение.

Я переключаюсь на то, что делаю хорошо, чтобы напомнить себе, что я классный. Иногда я знаю, как решить проблему, но решение кажется очень тяжелым. Тогда я берусь за другие, простые задачи: это может быть пост в блоге, уборка в гараже, что угодно. Быстро и хорошо выполняя задачи, я убеждаюсь в том, что я могу все: и даже то самое трудное задание кажется просто очередным пунктом, который надо вычеркнуть из to-do листа. И никакой лишней паники.

Airside

Креативное агентство из Великобритании, которое точно знает, что идейный ступор может завести в тупик и что с этим делать. Создатели студии, которая выиграла множество наград от D&AD и Design Week, в этом году решили ее закрыть и заняться своими собственными проектами: записать музыкальный альбом, уехать в Токио, перейти на работу в другое агентство.

«Поставь будильник на 5 утра. Когда он зазвонит — либо вставай и наслаждайся этим уникальным временем суток, либо ложись снова спать и смотри яркие, безумные сны: так как ты будешь находиться стадии быстрого сна, они останутся в голове и после того, как ты проснешься, и зарядят тебя креативностью на весь день.

Не сиди и не жди, пока что-то неожиданно придет в голову. Не читай журналы, не ищи в Google — иди на улицу, в театр, в музей, на прогулку. Обязательно при этом выключи телефон и не бери с собой компьютер.

Расширь область своих интересов. Чем больше ты потребляешь культурного продукта — тем лучше можешь понять, что в итоге хочет увидеть твой клиент. Обменивайся мнениями с коллегами, смотри на свой проект под разными углами.

С другой стороны, можешь, наоборот, никого не слушать, абстрагироваться от всех правил и работать так, как ты чувствуешь и как тебе нравится. Если ты устал от того, что в креативной индустрии все сводится к компромиссу между заказчиком и исполнителем, просто положись на свой творческий инстинкт и попробуй заразить им других».

Кевин Дарт

Художник-фрилансер из Лос-Анджелеса, который делал анимацию для Walt Disney, Dreamworks и Cartoon Network.

«У меня есть куча трюков для таких ситуаций: например, посмотреть фотографии в интернете, сменить рабочий стол на столик в кофейне и много чего еще. Но лучше всего просто поговорить с друзьями. Они смотрят на вещи совсем не так, как я, и рассказывают много нового: могут подбросить классную вдохновляющую фотографию или просто подбодрить парой хороших слов — это всегда заставляет двигаться дальше!»

Invisible Creature

Два основателя дизайн-студии из Сиэттла — бывшие панк-рокеры, усвоившие эстетику DIY и взявшие ее за основу в своих дизайн-работах. Получили заказы от Esquire, New York Times, Nike и Sony.

«Уходи. У этого простого слова есть миллион возможных сценариев. Мы просто уходим из офиса. Где мы окажемся в итоге, никогда не знаем заранее: это может быть книжный, кино, парк, лес, берег реки или просто дом. Цель всегда одна — найти что-то, что вдохновляет. Необязательно что-то новое: это должно быть что-то, что заставит нас вернуться за стол, взять карандаш и начать рисовать. Еще мы проводим наши еженедельные летучки не в офисе, а в местном кафе — там всегда получается набросать больше хороших идей».

National Forest

Создатели калифорнийского think-tank National Forest называют себя инновационными мыслителями и визуальными инженерами. В заказчиках у них — Puma, Burton Snowboards и Roxy.

Джастин Критмейер

«Я иду бегать, или кататься на велосипеде, или гулять с собакой — в общем, делать что угодно, только не работать над проектом. По моей теории, хорошие идеи прячутся в лишнем весе; если его сжечь — они освободятся! А самое худшее, что можно сделать, — паниковать и пытаться собрать все свои идеи в одну кучу. Поэтому каждый раз, когда что-то полезное появляется у меня в голове, я записываю идею в телефон и присылаю себе самому смс — так точно ничего не потеряется».

Тесс Донхо

«Главное — встать из-за компьютера. Сидение у экрана еще никому не помогало с идеями. Я обычно нахожу оригинальные решения, когда в них особенно и не нуждаюсь. Главное — внимательно смотреть по сторонам: однажды меня безумно вдохновил фургон с мороженым, проехавший мимо. Все эти стратегии сходятся в одном — чтобы найти вдохновение, нужно искать его в окружающем и не зацикливаться».