Самые престижные университеты мира один за одним сдают позиции недоступности — теперь у каждого человека с доступом в интернет есть возможность самостоятельно оценить качество американского образования, а также собственные интеллектуальные способности. T&P рассказывают, как можно получить лучшее в мире образование бесплатно.

Udacity


Питер Норвиг и Себастьян Тран прошлой осенью решили вывести свой курс «Искусственный интеллект» за пределы классной комнаты. Их эксперимент очень скоро поддержали порядка 160 тысяч слушателей. Структура этого курса состоит из 22 разделов, каждый из которых содержит серию небольших видеороликов, завершающихся вопросами на понимание материала. Информация представляется в виде планшета, на котором появляются схемы, тексты или зарисовки. Между разделами студентам предлагается пройти тест, а по окончании всего курса — экзамен. Преподаватели подробно разбирают возможные ошибки и проблемы, с которыми может столкнуться ученик.

Воодушевившись успехом этих лекций, Тран вместе со своими единомышленниками приступил к разработке онлайн-университета Udacity, специализирующегося преимущественно на компьютерной науке и нацеленного в будущем на создание сертифицированного сервиса. Уже сегодня доступны две программы по построению поисковой системы и созданию роботизированного автомобиля. Среди курсов, которые скоро появятся на сайте, — теория алгоритмов, операционные системы, компьютерные сети, распределенные системы, компьютерная безопасность, алгоритмы и структуры данных, практика программной инженерии и разработка веб-приложений.

Coursera


Профессоры из Стэнфордского университета Эндрю Энг и Дафна Коллер поставили перед собой благородную цель — предоставить всем желающим возможность получения лучшего в мире образования. Их проект Coursera позволяет преподавателям из ведущих мировых вузов разрабатывать и запускать собственные курсы. Свои образовательные программы на платформе уже представили педагоги Стэнфорда, Мичиганского университета и Калифорнийского университета Беркли.

Coursera, в отличие от Udacity, не ограничивает тематику курсов одним направлением, предоставляя более открытое пространство взаимодействия студентов и педагогов. Среди программ на Coursera — теория игр, вероятностные модели, криптография, проектирование и анализ алгоритмов, программное обеспечение как услуга, машинное зрение, проектирование «зеленых» зданий, теория информации, анатомия и компьютерная безопасность.

Стать слушателем Coursera очень просто — необходимо зарегистрироваться в системе и подписаться на интересующие программы. От студентов в большинстве случаев не требуется специальных знаний и навыков. Главное — любознательность и немного свободного времени. Каждый предмет имеет свою продолжительность, но структура подачи материала у всех похожая: серия лекций по 8–15 минут, еженедельные тесты, практические задания и финальный экзамен. На сайте всегда можно найти дополнительные материалы для углубленного изучения. Есть форум, где можно пообщаться с другими учениками или сообщить о неисправности в работе системы. По окончании обучения большинства курсов никаких дипломов или сертификатов не выдается, что является, видимо, единственным минусом Coursera.

3 программы с Coursera


Модельное мышление

Первым к Coursera присоединился Скотт Е. Пейдж из Мичиганского университета с его программой модельного мышления. Скотт рассказывает о том, насколько важно в окружающем потоке информации уметь разглядеть модели, научиться связывать между собой происходящие явления и понимать те технологии, которые их порождают. В своих лекциях он объясняет, почему ваши друзья порой покупают себе такую же одежду, как и у вас, зачем во время показов или выступлений на первые ряды часто сажают знаменитостей и как люди собираются на митинги.

В отличие от своих коллег, этот преподаватель читает материал прямо на камеру, сопровождая речь графическими комментариями, диаграммами, формулами и изображениями. Пообщаться, оставить свое мнение, задать волнующий вопрос или вступить в специальную группу можно на форуме. Кстати, самым многочисленным является сообщество русскоязычных пользователей.

Теория игр

Эта программа фокусируется на стратегиях взаимодействия между участниками игрового процесса. Мэтью О. Джексон и Иоав Шахон, преподаватели экономики и компьютерной науки из Стэнфорда, рассказывают об основных концепциях теории игр, включая экстенсивные, непрерывные и многие другие модели. Слушатели узнают о том, как следует вести себя, играя в покер, шахматы, хоккей, или о том, как устроены международные конфликты, политические кампании и трейдинговые рынки. Помимо прочего, прослушав курс, можно научиться организовывать собственный аукцион или пиринговую файлообменную сеть.

Шестинедельный курс имеет схожую структуру с предыдущим. Его особенностью является наличие дополнительных игровых заданий и использование социальных сетей: с помощью Google+ Hangouts студентам предлагается вести групповые дискуссии и делиться своими идеями о практической стороне вопроса. За успешное выполнение всех тестовых заданий и финального экзамена организаторы обещают выдать участникам программы электронные сертификаты, в которые будут внесены данные об оценках.

Машинное зрение

В середине апреля ожидается новый модуль по машинному зрению, в котором профессор инженерии и компьютерной науки Беркли Джитендра Малика объяснит, как разрабатываются алгоритмы, воспроизводящие способность человеческого мозга распознавать внешний мир. Наш мозг может определять степень отдаленности и расположение предметов относительно друг друга, их цветовые и формальные характеристики. Переводя эти алгоритмы на язык компьютера, ученые создают системы распознавания человеческих лиц и рукописных текстов, трехмерного моделирования городов, автоматизированного мониторинга движения и даже модели управления роботами.

От слушателей требуется знание линейной алгебры, математического анализа, теории вероятности и наличие базовых навыков программирования. Главная цель этого курса заключается в том, чтобы дать студенту понимание тех возможностей, которые открывает перед современным миром компьютерная наука.