В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Максим Дашкин получил диплом детского психолога в МПГУ, 12 лет проработал в рекламном бизнесе, после чего уехал учиться на режиссера в Сингапур. «Теории и практики» публикуют его рассказ о местном социализме, своих фильмах и преподавателях Tisch — среди которых Оливер Стоун и Тодд Солондз.

Максим Дашкин, 37 лет


— Где, чему ты учишься, как давно? Как так случилось, что именно здесь?

— Я заканчиваю магистерскую программу New York University Tisch School of The Arts Asia по специальности «Кинорежиссер, сценарист». Обучение проходит в Сингапуре и длится три года. Я поступал в несколько киношкол в Америке, но когда узнал о возможности учиться в NYU Tisch,

сразу понял, что эта программа подойдет больше всего — так как она специализируется не только на режиссуре, но и на сценарном мастерстве, а для меня это было определяющим фактором. К тому же, я всегда хотел пожить в Азии, несколько раз пытался перевестись по работе, но не складывалось. Когда появилась возможность учиться в Азии, мне было, конечно, интересно.

— Как выглядел процесс поступления? Была ли возможность получить грант?

— К моменту поступления я работал в рекламном бизнесе в Нью-Йорке и снимал документальные фильмы. При поступлении я показал свое портфолио, выполнил задание — сценарий на определенную тему. Все прошло успешно, и мне предложили место в программе и небольшую стипендию. Особенно приятно было узнать результат после того, как стало известно, что конкурс был 25 человек на место.

— Ты учился в российском вузе? Какие воспоминания?

— Я учился на детского психолога в МПГУ. Главное воспоминание из института — в здании протекала крыша, поэтому во время дождя в лекционном зале с потолка на студентов капала вода. Не знаю почему, но именно это запомнилось больше всего. В целом, на детского психолога было учиться интересно. Я даже защитил диссертацию в Центре подготовки специалистов у научного руководителя Ирины Алексеевны Зимней. Именно в аспирантуре, учась у этого педагога, я понял и осознал все, что касается педагогики. Такой системности, виртуозности, профессионального задора и искры в глазах я ни до, ни после не видел — все, что я знаю относительно этой науки, я знаю благодаря ей.

Нью-йоркская [Tisch School of the Arts](http://www.tisch.nyu.edu/page/home.html) была основана в 1965 году. Среди ее выпускников — Мартин Скорсезе, Оливер Стоун, Джоэл Коэн, Спайк Ли и Джим Джармуш. Кампус в Сингапуре открылся в 2007 году.

Все это происходило в начале и середине девяностых, когда ситуация в стране менялась на глазах. К окончанию института в 1996 году было понятно, что профессия детского психолога экономически не востребована. Поэтому я поддался веяниям времени и пошел работать в рекламное агентство Publicis. В рекламе я проработал 12 лет. В том числе в Оgilvy и BBH в Нью-Йорке, а также в Goodby, Silverstein and Partners в Сан-Франциско. Встретил много интересных людей и работал на стоящих проектах.

— Где ты сейчас живешь?

— Так как школа не предоставляет общежитие, снимаю квартиру с коллегами. Можно жить рядом с местом учебы, а можно в других районах города. Я живу в центре — это примерно 25 минут пути.

Вообще, Сингапур — это сказка. Страна победившего социализма — у всех людей есть доступ к жилью, обучению и медицине. Нет бездомных, коррупции, пробок и каждый день + 30. Это очень удобный город, более удобный, чем Москва или Нью-Йорк. Некоторые мои американские коллеги жалуются, что скучно, но я занят учебой и проектами, и мне скучно еще ни разу не было.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— Заканчиваю написание полнометражного фильма и готовлюсь к съемкам двух рекламных роликов. Так как проекты находятся в стадии разработки, то говорить об этом еще рано.

— Как успехи?

— Мой фильм Love, Russian Style, который я снял в Сингапуре с Ириной Шмелевой и Николаем Ефремовым, был отобран для показа в Музее азиатской цивилизации. Фильм закончен, но показать его я никому не могу, так как по правилам фестивалей фильм не должен находиться в сети. Работать с такими талантливыми актерами было действительно интересно — каждый предлагал свои варианты, а мне нужно было отбирать, что работает на эту историю, а что нет. Надеюсь, что картина попадет в программы российских фестивалей и фильм можно будет увидеть в России.

— Какой у тебя самый крутой профессор?

— Несмотря на то, что тут преподают такие сильные режиссеры, как Оливер Стоун и Тодд Солондз, больше всего я узнал от профессора и режиссера киностудии Ленфильм — Бориса Фрумина. Основные знания я приобрел от него. Думаю, что большинство моих однокурсников сказали бы то же самое.

Надо сказать, что ты получаешь огромные знания, наблюдая за тем, как работают рядом с тобой твои коллеги. От них я тоже многому научился. Интересно наблюдать, как каждый снимает на свою тему. Интересно, как у каждого человека есть сильные предрасположенности — кто-то замечательно снимает, кто-то шикарно монтирует, кто-то отлично пишет. Также захватывающе наблюдать, как происходит процесс становления — кто-то выстреливает сразу, а потом им сложно повторить успешный проект, кто-то становится сильнее от фильма к фильму, а у кого-то средняя, средняя работа, а потом очень сильная.

— Как выглядит процесс обучения? Опиши свой обычный учебный день.

— Обычный день варьируется от года обучения — в первый год много пишешь, снимаешь и монтируешь, делаешь три короткометражки. Во второй год снимаешь один фильм и потом много времени проводишь на монтаже и пишешь сценарий к дипломному фильму. На последнем году обучения просто много пишешь. Так что мой обычный день сейчас уже не на занятиях в школе, а за письменным столом.

Технически обычный день я провожу так (если не надо готовиться к съемкам): еду на метро две остановки и пишу в центральной библиотеке — безумно светлое место. Примечательно, что вокруг обычно сидят невероятно трудолюбивые молодые люди — я не такой усидчивый, как они.

[Борис Фрумин](http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BD,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87) — российский кинорежиссер, сценарист и продюсер, с 1978 года живущий в США. Лауреат приза кинофестиваля «Окно в Европу» за фильм [«Нелегал»](http://seance.ru/blog/nelegal/). Профессор Института кино Нью-Йоркского университета.

— Какое самое главное знание или умение, которое ты получил в процессе обучения?

— Много технических знаний в кинематографии и искусстве монтажа, но самое главное — написание сценария и его постановка. Главное знание — ничего не выдумывать, быть правдивым и правильно выстраивать историю.

В процессе обучения работы становятся более уверенными. Поэтому, наверное, последняя работа самая состоявшаяся — фильм Broken Maiden, про отношения отца, который проигрывает деньги на скачках, и сына, который вынужден тянуть на себе весь семейный бизнес. Проблема игорной зависимости в Азии стоит остро. Здесь как раз пригодилось психологическое образование — я ходил к местным социальным работникам, психологам и психиатрам и на основе этих разговоров корректировал сцены.

— Дорого жить и учиться?

— Год обучения $45 000 — плюс проживание. Жить в Сингапуре, мне кажется, дешевле, чем в Москве.

— Планируешь вернуться?

— Однозначно, я хотел бы работать в России. Ведь писать и рассказывать истории ты можешь только о том, что знаешь. Мне понятно и интересно, как мы, россияне, устроены, что нами движет, что нас волнует и радует.

— Где будешь работать, когда выпустишься?

— Заканчиваю написание полнометражного сценария и буду показывать проекты российским продюсерам. Планирую работать на российских кино и телевизионных проектах. Параллельно открыл производственную компанию Obese Camera и снимаю рекламные проекты в Азии.