Что делать детям и их родителям, если все школы России все-таки перейдут на самоокупаемость, оставив ученикам лишь набор базовых предметов? Стоит ли вкладывать деньги в образование, которое уже давно потеряло актуальность и авторитет? «Теории и практики» поговорили с руководителями и кураторами образовательных центров для школьников, где детям преподают роботехнику, геологию и искусство фотографии.

Научно-просветительский центр Политехнического музея


Формы обучения: курсы, семинары, практикум, лекции, научные шоу.

Тематика курсов: на базе центра работают семь самостоятельных лабораторий, каждая из которых имеет свои программу и особенности — «игротеха», робототехника, физика, химия, фотоискусство, информационные технологии и автодизайн.

Возраст учащихся: школьный — от 7 до 16 лет.

Продолжительность курсов: курсы длятся от трех до девяти месяцев. Большое количество модулей позволяет ученику непрерывно расширять свои знания на протяжении нескольких лет.

Стоимость: в зависимости от тематики, так вводный курс по автоматике будет стоить 4500 рублей, занятия по технической магии — 3000 рублей, а абонемент из шести занятий по химии обойдется в 1800 рублей. Полный список курсов и их стоимость можно найти на сайте.

**Тимофей Асмолов**
заместитель руководителя центра

«В мае прошлого года, в связи с планами по реконструкции музея, появилась идея объединить все существовавшие на тот момент лаборатории под единым брендом научно-просветительского центра, чтобы не позволить им исчезнуть после закрытия Политеха. Первыми появились компьютерные курсы, люди тогда только начали знакомиться с персональными компьютерами. Постепенно от базовых знаний, тематика разрослась до более специализированных занятий — веб-дизайна, двухмерной графики и анимации.
В химической лаборатории периодически проводятся так называемые научные шоу по случаю какого-либо праздника — дня рождения, нового года или масленицы. Спустя пять лет после появления техносказок начали возникать франшизы — [madscience](http://www.madscience.org/) и другие.
В 2005 году инициативная группа предложила ввести направление робототехники, а именно курса автоматики, где для создания моделей приходится работать с паяльниками, платами и различными металлическими элементами. Это были не советские радиокружки, перед учениками ставились реальные задачи, проекты, которые отправлялись на соревнования. Позже появилась модульная робототехника на основе конструкторов, а в этом году начинаем занятия по созданию андрогинных моделей [Bioloid](http://ru.wikipedia.org/wiki/Robotis_Bioloid), которые способны прыгать, бегать, подниматься на веревках. Педагогический состав — это научные сотрудники музея, преподаватели и выпускники вузов. У нас есть сформированные методики, пошаговые руководства по тому, как следует проводить занятия, чему требуется обучить детей и какие подходы при этом использовать. За учителями всегда остается право на корректировку и внесение изменений в программу. На занятиях по робототехнике и автодизайну обязательно присутствует ассистент, который помогает следить за тем, чтобы ни один ученик не остался без внимания. Наши выпускники периодически ездят на соревнования и другие выездные мероприятия, демонстрируют там свои способности, и у них появляются реальные шансы попасть в списки студентов ведущих университетов по специализации».
**Дмитрий Сердюк**
преподаватель школы автодизайна
«Изначально эта программа задумывалась с целью помочь детям развивать их творческие способности. Курс разбит на два модуля — рисунок и основы дизайна, где происходит знакомство с различными техниками и обучение работы с инструментом; макетирование, где ребята учатся конструировать машины. Задания даются на развитие абстрактного мышления. Дети свободно фантазируют, мы же подсказываем, как можно развить их идеи, направляем поток их мысли. В России существует серьезная проблема автопрома, многие наши дизайнеры уезжают за рубеж и добиваются там успеха. Идея этой школы — привлечь как можно больше ребят в профессию, которые все-таки смогут остаться и работать на отечественную индустрию. К нашим ученикам часто приезжают молодые специалисты, студенты и выпускники известных вузов, дизайнеры «Ауди», «Феррари» и «Рено», рассказывают о том, как они учились, как проходили стажировки в ведущих компаниях». Детский лекторий Политехнического музея ------------- **Формы обучения:** разовые лекции, курсы или лекционные блоки, практикумы.
**Тематика курсов:** наука, общество, культура, искусство, технологии, медиа, город.
**Возраст учащихся:** дети от 7 лет и их родители.
**Продолжительность курсов:** блоки от 3 занятий и больше, посещение практикумов осуществляется по абонементу или разовому билету.
**Стоимость:** лекции — 150 рублей, практикумы — от 600 до 4000 рублей в месяц, от 200 до 500 рублей за разовое посещение.
**Татьяна Рябухина**
куратор проекта
«[Лекторий](http://lektory.wordpress.com/) — это образовательный проект для детей 7-12 лет и их родителей. Часто попадаются такие темы, которые оказываются интересными и взрослым, здесь роль играет еще и то, что простым языком преподносятся сложные и актуальные темы. Направления выбираются, исходя из нашего собственного понимания и ощущения того, что необходимо дать ребенку. Порой они сами участвуют в составлении расписания, задают вопросы, на которые мы стараемся найти ответы. Однажды у нас была лекция об архитектуре «Кто придумал Москву», на которой возник вопрос о городе, впоследствии выросший в целый курс «Интерьер города». Практикумы — это более углубленные занятия, где дети пробуют знания на вкус, трогают их руками. Они проходят по будням раз в неделю, мы просим покупать абонементы, чтобы ребята более ответственно подходили к обучению. Группы состоят из 5–10 человек, благодаря чему дети являются полноценными участниками интерактивного процесса. Важно, чтобы ребенок не боялся задавать вопросы, чтобы учился слышать и слушать, транслировать свои мысли.

Мы выбрали классический формат 40-минутных лекций, потому что при этом ускоренном ритме жизни и том большом количестве информации, которая нас окружает, большую

ценность приобретает способность просто остановиться, замедлиться и задуматься.

Впоследствии это умение концентрироваться помогает человеку грамотно формулировать свои мысли и убеждения».

Детский центр «Шардам»


Формы обучения: мастер-классы, курсы.

Тематика курсов: искусство, языки, наука, мода, дизайн.

Возраст учащихся: от 2 до 12 лет.

Продолжительность курсов: мастер-классы, на которые можно ходить свободно или по абонементу. Курсы продолжительностью от месяца.

Стоимость: от 400 рублей за занятие. Подробный список курсов и их стоимости можно узнать на сайте.

**Ника Пархомовская**
PR и маркетинг директор «Шардама»
«Всего у нас более 15 курсов, большей популярностью пользуются развлекательные занятия, но мы пытаемся найти баланс между легкостью, весельем и образовательной составляющей. Поэтому мы ввели несколько сугубо просветительских курсов — историю искусства с преподавателем академии художеств Ольгой Холмогоровой, которой удается простым языком донести до слушателей серьезную информацию; цикл семейной пары Саши и Насти Турчиных по истории музыки; научное кафе Сергея Корнеева и английский для детей. Есть «лаборатория хулиганских художеств», hand-made бюро и дизайн-студия, где ученики валяют войлок, делают открытки, мастерят космические объекты или детали интерьера. Наш центр — место, где дети важнее, чем взрослые, или, по крайней мере, равны им. Каждый участник этих мероприятий имеет право повлиять на выбор тематики. Процесс обучения у нас интерактивный, с ориентацией на результат. На «модном классе» после лекции ребята пытаются отрефлексировать полученную информацию через творчество, что помогает развивать не только их мыслительные способности, но и пространственное мышление. Преподаватели — в основном ведущие специалисты творческой индустрии.

Обычно занятия проходят в мастерской, вмещающей около 30 человек, оборудованной всем необходимым для проведения занятий, иногда задействуется пространство кафе.

В планах дальнейшего развития центра — привлечь больше подростков. Летом планируется организовать городской лагерь, который станет своего рода проверкой — сможем ли мы вести полноценную школу с устоявшимся расписанием. В рамках лагеря будет проводиться ежедневная серия из нескольких мастер-классов. Абонемент можно будет приобретать на отдельные занятия, на день или неделю».

**Наталья Шаховская**
ведет занятия «Миниатюры из бумаги»
«Наша студия проходит по субботам, один раз в неделю, каждый раз приходят новые ребята. Мы обучаем детей свободными движениями ножниц создавать объемные фигурки из бумаги, это такой импровизационный курс, где каждый фантазирует по мере своих возможностей. Цель этих уроков — помочь детям раскрепоститься при работе с ножницами, чтобы они смогли буквально рисовать инструментом, а не просто вырезать по готовым контурам, чтобы они, имея в голове определенный образ, сумели его быстро формализовать. За четыре занятия я могу научить их практически всему, что я умею. Второе «я» лучше убрать лет с семи ребенок лучше схватывает материал, если у них не получается, я говорю: «Брось, начни все заново, это все лишь бумага». Как оказалось, девочки гораздо смелее мальчиков в этом отношении».
**Алина Рубан** преподаватель «Мастерской для самых маленьких»
«Ко мне приходят совсем малыши, дети от трех лет. Первое время я слегка боялась, думала, что они будут ходить на головах, но все оказалось не так плохо. Ребятки слушаются, спокойно выполняют мои задания. Вообще это больше похоже на игру, чем на учебу, например, мы можем начать делать скульптуры из картофеля или вырезать гусениц. Занятия длятся около часа, каждое из них различается по технике и методике — сегодня мы маленькие Ван Гоги, завтра Пикассо. В будущем планируем ввести музыкальные минутки и зарядку». «Мультимедиа Арт Музей» для детей ------------- **Формы обучения:** мастер-классы, лекции. **Тематика курсов:** фотография, искусство. **Возраст учащихся:** дети от 7 лет. **Продолжительность курсов:** от одного занятия до целого модуля, длительностью в несколько недель. **Стоимость:** мастер-классы по стоимости билета, курсы — около 6000 рублей. Расписание и стоимость занятий уточняйте на [сайте](http://www.mamm-mdf.ru/events/).
**Мария Георгиева**
МАММ
«Пространство музея является не только выставочным, но и образовательным, просветительским. Нашей целью является привлечение как можно более широкого круга посетителей в музей, в том числе и детей, чтобы они уже с малых лет начинали понимать, а значит, и любить искусство. Уже частично действует и разрабатывается еще более обширная программа для детей, в рамках которой будут проходить различные мастер-классы, художественные занятия, лекции по истории искусства и фотографии. Готовится к выходу программа детских курсов по фотографии, где дети будут детально изучать историю фотографии, законы композиции и построения кадра, узнают технические особенности фотоаппарата, научатся фотографировать. В будущем, надеемся, сформируется регулярная система кружков и творческих мастерских. Сейчас пользуются большой популярностью занятия по монотипии, специальной технике рисования по стеклу, где ребята с помощью красок и фантазии за пару часов создают готовые произведения. Интересный и познавательный мастер-класс по анимации, где дети изучают историю анимационного фильма и в веселой атмосфере игры самостоятельно создают свой мультфильм. Существуют более длительные курсы, например «Фотография без фотоаппарата». Курс рассчитан на шесть занятий, в течение которых дети окунаются в увлекательный мир фотографии. На занятиях ребята создают камеру-обскуру, попадают в «черную комнату» фотографа, где знакомятся с классическими процессами получения отпечатка и проявления снимков. В специальной лаборатории учатся работать с химикатами. Все занятия сопровождаются рассказами по истории фотографии. Такой творческий курс помогает ребятам мыслить шире и не бояться экспериментировать.

По выходным в музее проходят бесплатные творческие студии, где дети любого возраста

самостоятельно работают над созданием арт-объекта — лепят, рисуют, вырезают, делают кукол. Родители в это время могут осмотреть экспозицию музея.

Преподавателей приглашаем самых разных — от профессоров из художественных и

гуманитарных вузов до студентов и молодых выпускников творческих институтов — но это всегда специалисты высокого уровня, которые умеют и любят общаться с детьми, и

готовят специальные детские образовательные программы.

Подготовка, которую дают наши мастерские, не только практическая, но и

культурологическая. Мы хотим научить ребят лучше воспринимать информацию, возбудить в них интерес к искусству, чтобы они начали вырабатывать комплексное

понимание культуры и ее фундаментальной ценности в жизни общества. Это незаменимое знание и залог сохранения культуры и общества в будущем, независимо от того, какую профессию выберут наши ученики — художника или же ученого».

«Демидовская кафедра» при Государственном геологическом музее


Формы обучения: разовые занятия в виде лекций, мастер-классов, семинаров, лабораторных и практических, а также театрализованные игровые мероприятия, продолжительные модульные курсы и геологический кружок.

Тематика курсов: помимо профильного предмета геологии и ее разделов, в рамках центра планируется открыть курсы по химии, физике, биологии, экологии, а также по языковым подготовкам (китайскому и английскому), творческим развивающим занятиям, компьютерной графике и фотографии.

Возраст учащихся: группы детей начальной, средней и старшей школьной подготовки в возрасте от 7 до 16 лет.

Продолжительность курсов: модульные занятия планируется проводить по расписанию два-три раза в неделю с октября по май, в летнее время — отправлять ребят на экскурсии и геологические выезды.

Стоимость: от 2 до 7 тысяч в месяц (зависит от курса и продолжительности занятий). Следите за обновлениями на сайте.

**Малышев Юрий Николаевич**
директор Геологического музея, президент Академии горных наук, академик Российской академии наук
«Сегодня реализуется образовательный проект по формированию на базе Музея коммуникационной среды для развития непрерывной системы воспитания, образования и просвещения детей и молодежи в области наук о Земле, геологии, рационального природопользования и экологической культуры. В рамках данного проекта и планируется открытие Центра «Демидовская кафедра». В настоящее время в общеобразовательных школах уделяется недостаточное внимание вопросам освоения и сохранения природных ресурсов, профессии горно-геологического профиля не пользуются популярностью у молодежи, а ведь эти специальности являются наиболее важными для нашей страны, экономика которой имеет минерально-сырьевую направленность. В нашем Центре дети смогут поближе познакомиться с минералами и горными породами, специальным оборудованием, особенностями работы геолога и горного инженера, узнать специфику горного производства и решить для себя, готовы ли они связать свою жизнь с этими специальностями.

Особенность работы Центра — индивидуальный подход, акцент на развивающие

практические занятия, интерактивность обучения, погружение в среду, участие в

конкурсах и олимпиадах, выездные экскурсии и экспедиции. Мы взаимодействуем с

преподавателями из ведущих вузов Москвы и сотрудниками научно-исследовательских

институтов. В будущем планируются совместные мероприятия с такими университетами,

как горный (МГГУ), геолого-разведочный (МГРУ), Губкинский (РГУ), геологическими

факультетами МГУ и РУДН. Для учеников старших классов будут организованы

круглые столы, конференции и мастер-классы с участием специалистов крупных

горнодобывающих компаний».