Марина Абрамович (ударение на второй слог) – югославская художница, акционистка, любит жизнь, боль и честность, с 70-х годов занимается телесным перформансом. Получила Золотого льва Венецианской биеннале за работу «Балканское барокко», активно ездит по миру с лекциями о современном искусстве.

Как ни странно, это первая выставка Марины Абрамович в Лондоне. По этому поводу художница выступила с публичной лекцией в Tate Modern в рамках цикла Talking Art. Беседовала с Мариной Абрамович Ивона Блазвик, директор галереи Whitechapel Art Gallery.

«Бабушка» как будто мемуары начитывает: о том, как она ненавидела свой нос в детстве, а потом сделала свой комплекс основой для перформанса «Исповедь» (Confession). О том, как в 29 лет она сбежала в Амстердам, потом в пустыню, решив, что уж мелочиться, последовать примеру сразу всех пророков: Будды, Иисуса, Моисея и Мухамеда.

За полтора часа лекции художница успела рассказать о том, как придумывает названия для перформансов, как был изобретен способ передачи права на воспроизведение перформанса и зачем нужно учиться художественным акциям.

Однако, пожалуй, самая захватывающая часть ее лекции — это рассказ о перформансе «The Artist is Present»: в течение 3 месяцев 5 дней в неделю по 7 часов и 10 часов на 6 день художница сидела в центре зала за столом. Рядом стоял второй стул, и любой из посетителй мог сесть напротив. Идея была в том, чтобы, с одной стороны, сидеть без движения и без эмоций, а с другой — поделиться собой с каждым, кто садился за стол. В последний день перформанса, когда художница встала, многие рыдали и подходили поцеловать пол зала.

Однако, акционизм, как и современное искусство в целом, чаще вызывает скорее недоумение, чем желание облобызать паркет. Самая частая фраза, которую в отношении современного искусства слышишь — «Я не понимаю». «Бабушка», как и весь цикл Talking art, помогает понять.