Карим Рашид — хитрый дизайнер, в Москву он приезжает только на очень закрытые мероприятия, например, чтобы поиграть пластинки на Russian fashion week. Такие привозы приносят мало пользы дизайнерскому сообществу, точнее, никакой. Минску повезло больше.

В рамках Архитектурной недели Global Design группы Сквирел, состоялось по-настоящему беспрецедентное для белорусской столицы событие — лекция Карима Рашида. Первое, что делает Карим Рашид — поражает своим внешним видом. Он как гигантский двухметровый зефир, говорящий с такой скоростью, что ни один переводчик не поспеет. Он крайне обаятелен, не стесняется в выражениях и задает очень много вопросов, в первую очередь себе.

Вот несколько тезисов лекции:

  • «Кто такой дизайнер и что он делает? Надо четко разделять понятия «стилизация» и «дизайн». Быть дизайнером и стилистом — не одно и то же. Если меня попросят сделать стул в стиле ренессанс, мне придется прийти домой, изучить этот стиль и сделать своего рода интерпретацию, но разве это дизайн? Вдохновляться историей — все равно, что взять взаймы. Все это стилизация — безопасная, проверенная и скучная. Откровенно говоря, мне абсолютно наплевать на историю».

  • «Настоящий дизайн опирается на требования современного общества, исключительные характеристики заказчика, на причину существования объекта, его образ и современную культуру его использования. Одну из последних своих работ я делаю совместно с китайцами — мебель из кукурузного органического пластика. Можно закопать такой стул в землю, и через 6 месяцев он полностью исчезнет, разве не чудо?»

  • «У природы нет прямых линий, но человек придумал себе сетку, в которую вписывает все объекты. Мы вбили себе в голову, что плита не может быть круглой, потому что должна вписываться в квадратную кухню, которая, в свою очередь, обязана подходить к квадратной комнате. Эта наша индустрия стандартов, в которой у горизонтальных и вертикальных поверхностей всегда есть стык, а стены прямые».

Идеальный узор современности – что это? Взять знаменитую клетку Burberry. Ее не придумали просто так, она стала следствием производства – ткацкого станка, сплетающего нити под прямым углом. Главный орнамент современности будет побочным продуктом средств производства – ткацкого станка сегодняшнего дня – компьютерных программ.

Чувственный минимализм — то, что надо.

Идея чувственного минимализма не новая. Более того, Карим Рашид напирает на нее при каждой попытке теоретизации дизайна. Стратегия неплоха: имя дизайнера теперь напрямую ассоциируется с чувственным минимализмом.

  • «Почему вся техника вечно в строгих тонах? Черный и серый — цвета высокой технологичности, но это же яппи-порн чистой воды. Это началось с фильмов о шпионах. Но ведь техника может быть и разноцветной, и легкой, и мягкой на ощупь! Почему в дизайне так редко используются остальные человеческие чувства? Обоняние, светочувствительность?»

  • «Если раньше, чтобы создать трехмерный объект проектировщикам приходилось делать несколько 2D-чертежей, то теперь, создавая объекты в 3D-параметрических системах, мы должны делать их четырехмерными. Но что есть четвертое измерение в нынешнем дизайне? Эмоции!»

Известные 50 правил жизни Карима Рашида, кажется, не менялись с тех пор, как он их придумал. И до сих пор он использует их для своих публичных выступлений, держит марку.

  • «Я все эксперименты провожу на себе. 10 лет назад решил передвигаться по всему миру без физических денег с одной только кредитной карточкой. И застрял только трижды. В последний раз — в Москве, когда не смог купить банальную чашку кофе в аэропорту, где мою карточку не приняли».

  • «Зачем мне паспорт, когда у меня уникальная сетчатка глаза? Мы можем передвигаться по миру налегке. Единственное, что нас сдерживает — дизайн. Новый дизайн — новые ощущения — новый опыт».

  • «Чтобы двигаться вперед, создавать современный, отвечающий потребностям нынешнего человека дизайн, нужно отпустить прошлое. Оно не дает нам быть свободными и объективными. Прошлое не имеет смысла».